Финансовая система Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель данной работы определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Украины;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства.

Содержание

Введение
1. Финансы современного общества
2. Финансовая система
2.1. Сущность финансовой системы
2.2. Структура финансовой системы
3. Состав и структура финансовой системы Украины
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ФИН СИСТЕМА УКРАИНЫ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Доктор экономических наук профессор Василин О.Д. выделяет состав
финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются государственные финансы . Он говорит о том, что государство для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную величину финансовых ресурсов, которые производятся в его народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов для достижения экономического и социального прогресса в стране. Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Государственные финансы включают: государственный бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм
собственности, государственный кредит, государственное личное и
имущественное страхование.

Точка зрения профессора Василина О.Д. Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности. Тут производится больше чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом финансовых отношений. В условиях становления рыночных отношений часть государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. 

А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы
Опарин В.В. Он производит выделение составных элементов по признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых
ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень
экономической системы. Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –
финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственные финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный уровень – финансовый рынок.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения хозяйственной деятельности.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,
государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международные финансы отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:
международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора
экономических наук Шокуна В.В. Он предлагает в условиях реалий
существования Украины как независимого, демократического, социального и
правового государства перестроить собственную финансовую систему. Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как
основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция перестройки финансовой системы Украины основывается на:

- осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

- включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченой финансовой политики
государства;

- использовании системного подхода, который дает возможность
рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в
возможности:

* определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины государства;

* определения подходов к разработке экономико-математических моделей
формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным
назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и
анализ распределения стоимости ВВП;

* введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как
на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном
процессе;

* оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и
разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,
касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим
ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И. представляет структуру
финансовой системы, выделяя три сферы:
- государственные финансы;
- частные финансы;
- финансы предприятий.

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о
том, что для государственных финансов, в частности, характерны:
1.Принцип функционального назначения звена.
2.Административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая
обусловлена спецификой:
1)состава финансовых отношений;
2)состава фондов денежных средств;
3)источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции
средств;
4)направлений использования фондов денежных средств;
5)целевого назначения фондов денежных средств;
6)участников формирования денежных средств;
7)участников распределения и использования фонда денежных средств;
8)собственника или распорядителя фонда денежных средств;
9)роли в процессе производства, распределении и перераспределении
ВВП и НД;
10)Части в распределении финансовых ресурсов:
    - осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
    - включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченной финансовой политики
государства.

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее
финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,
ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено
бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в
государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной
в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов
домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством
прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет
финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины
представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного
Университета. Эта трактовка широко и полно отражает структуру финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства, подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в дальнейшем финансовую систему Украины.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему
строению и организационной структуре.

Финансовая система - совокупность относительно обособленных
взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические
формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов,
которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную
совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она
состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой- либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финан­сы являются одним из инструментов социального менеджмента.

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либе­ральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных фи­нансов в социальных и экономических преобразованиях.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансовой системы Украины можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбарцумов А.А. Экономика: учебное пособие для вузов - 2000 г.
2. Василик О.Д. Теория финансов. Учебник.- К.:HIOC. – 2000.
3. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного
фінансового ринку”// Фінанси України №5,2005.

4. Опарин В.В. Финансовая система: теоретические основы и
практические аспекты ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9

5. Финансы/ Под ред. проф.А.М.Ковалёвой. – М.:Финансы и
статистика,2001 г.
6. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.- 2001 г.
 



 

 

 



Информация о работе Финансовая система Украины