Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Надёжная финансовая система является залогом успеха развития и функционирования рыночной экономики. За последние пятнадцать лет финансовая система во Франции претерпела значительные изменения. В стране был осуществлен ряд реформ, основной целью которых являлось улучшение способов финансирования экономики. На сегодняшний день во Франции функционирует один из самых развитых и хорошо технически оснащенных фондовых рынков в Европе. Целью данного исследования является всесторонний анализ французской финансовой системы, её структуры и особенностей функционирования. Объект - место финансовой системы Франции в структуре международных финансовых отношений.
Введение……………………………………………………………………....…3
Сущность и структура финансовой системы
1.1 Основные составляющие финансовой системы ………………………4-6
1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы ...…6-10
Структурные особенности финансовой системы Франции
2.1 Государственный бюджет Франции ………………………………...10-12
2.2 Налоговая система Франции ………………………………………...12-14
2.3 Кредитно-денежная система Франции ……………………………...14-18
2.4 Специфика функционирования банковской системы Франции в условиях финансовой нестабильности ………………………...…..18-21
2.5 Рынок ценных бумаг ………………………………………………....21-23
3. Валютно-финансовая политика Франции (краткий обзор) ………....23-26
Выводы ……………………………………………………………………….26-27
Список использованных интернет источников …………………………....28-29
Французская валютная политика находится в руках европейского Центрального банка (ECB) во Франкфурте. В качестве члена еврозоны Франция больше не может свободно устанавливать свои собственные процентные ставки и должна найти альтернативные политические меры, если показатели процентной ставки для еврозоны не совсем соответствует французским обстоятельствам. Как страна еврозоны, у Франции также должен быть центральный банк, который абсолютно независимый от центрального правительства и ни в коем случае не предоставляет субсидий центральному правительству или печатает деньги по его воле. Валюта Франции - евро, которая плавает свободно, и рыночные силы определяют обменный курс. Правительства ЕС не играют роли в определении обменного курса. Европейский Центральный банк (ECB) устанавливает процентные ставки в целях достижения инфляции, а не обменного курса. Если бы обменный курс был угрозой росту инфляции, то это косвенно затронуло бы валютную политику. [14]
Во Франции - четыре банка с суммарными активами более 1 трлн долларов. Это сопоставимо с американскими показателями, хотя экономика США в пять раз больше французской. Это делает его крупнейшим банков еврозоны по объему депозитов. Франция выбрала тактику невмешательства, несмотря на то, что страхи долгового кризиса в Европе не миновали и по-прежнему могут создавать риски для финансовой стабильности.
Ведущий банк Франции - BNP Paribas, теперь же известный как BNPP. Приобретение Fortis в Бельгии принесло BNP Paribas маленькую дополнительную сеть во Франции. Инвестиции BNP Paribas вне Франции широко распространены, но кроме Fortis, они включают лучшие десять банков в Италии (BNP Paribas BNL, ex-Banca Насионале дель Лаворо); шестой по величине банк в западных США; и крупнейший банк на Гавайях. У BNP Paribas также есть существенные банковские услуги для физических лиц и операции по потребительскому кредиту в России и Турции. Оцениваемый на втором месте банк Франции по активам, Crédit Agricole, является крупнейшим розничным банком страны с приблизительно одной четвертью всех депозитов и их предоставления. Как другие крупные французские банки, Société Générale в последние годы сосредоточился на международном расширении, и существенная пропорция его дохода теперь прибывает из операций вне Франции. У него есть 3 700 филиалов банка вне Франции, в основном в Албании, Хорватии, Чешской Республике, Египте, Молдавии, Румынии и России, по сравнению с 3 000 во Франции. Также у него есть существенная международная инвестиционно-банковская база. Однако, не стоит забывать, что во Франции в начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Société Générale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд евро.18 января 2008 года операции объявили мошенническими и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках. [9] Однако, недавние исследования МВФ (2009, 2010) утверждают, что кредитный кризис, вероятно, произойдет после финансовых кризисов в результате потери банков и рекапитализации потребности, которые будут ограничивать поставки банковского кредита. Отрицательная обратная связь между финансовым сектором и реальной экономикой означает, что кредитный кризис ослабит экономический подъем, особенно для экономики опираясь в основном на банковское финансирование. Последнее время важной тенденцией в французской банковской системе было объединение банковских и страховых функций в единое целое. Кроме того, банковская и страховая отрасли доминируют во многих областях оптовой и инвестиционной банковской деятельности. Эта тенденция стимулировала предложение по созданию единого регулятора для банковских, страховых и инвестиционных услуг. Между тем, независимые инвестиционные банки становятся редкими. Иностранные компании не делают различий между французскими и иностранными банками. Их решения, об использовании финансового учреждения основываются исключительно на основе цены и сервиса. Несколько французских инвестиционных банков являются мировыми лидерами. На данный момент выпуск корпоративных облигаций является более устойчивым чем кредиты. Аналитики утверждают, что ужесточение критериев кредитования и снижение спроса привели к замедлению кредитования, хотя в последнее время французские банки наоборот ослабили свои стандарты кредитования на потребительские кредиты. Один из уроков, извлеченных из нынешнего глобального финансового кризиса является то, что системный риск негативно влияет на внешние факторы. Это можно рассматривать как широкий сбой финансовых учреждений или замораживание рынков капитала, что может существенно уменьшить поставки капитала в реальный сектор экономики. [12]
Сильные финансовые связи, связанные с растущей глобализацией и сложностью финансовых институтов, инструментов и рынков может быть палкой с двумя концами. Взаимосвязи могут не только способствовать лучшему распределению кредитов и диверсификации рисков, но и создать проблемы в финансовой системе быстро и широкомасштабно.
Банковский сектор Франции, по оценке МВФ, "справляется с кризисом относительно хорошо". [15] На французские банки приходится лишь 3% списания активов финансовыми институтами по всему миру, в то время как на США - 55%, Великобританию - 12%, Германию - 9%, Швейцарию - 7%. Причина этого - относительно консервативная политика французских банков в области кредитования и жесткое госрегулирование банковского сектора. Несмотря на влияние кризиса, по итогам 2008 г. большинство французских банков показали прибыль, а падение их рыночной капитализации было наименьшим среди стран Западной Европы (не говоря о США). [16] Правительство Франции предпринимало активные меры для поддержки национального банковского сектора. После крушения Lehman Brothers его французская "дочка" была переведена под государственный контроль. Совместно с правительствами Бельгии и Люксембурга французское правительство приняло участие в рекапитализации банковской группы Dexia. Общие расходы Франции на эти цели составили 3 млрд. евро, кроме того, правительство предоставило госгарантии облигациям Dexia на сумму 55 млрд. евро. Было создано специальное агентство по рекапитализации банков - Societe de Prise de Participations de l’Etat (SPPE). SPPE представляет собой фонд в 40 млрд. евро (2% ВВП) финансируемый за счет выпуска облигаций, гарантируемых государством. Агентством уже предоставлены субординированные кредиты шести крупнейшим французским банкам на общую сумму 10,5 млрд. евро. SPPE оказала поддержку слиянию двух крупных французских банков - GCE и GBP, при этом общий размер вливаний капитала составил 5 млрд. евро. Банки, получающие госпомощь, берут на себя обязательство наращивать кредитование домохозяйств, среднего и малого бизнеса и местных органов власти как минимум на 3-4% в год.
Фондовая биржа - биржа,
где совершаются сделки по ценным
бумагам. Через фондовую биржу мобилизуются
средства для долгосрочных инвестиций
в экономику и для
Рынок ценных бумаг Франции - один из старейших в мире. Изначально его главной особенностью стала активная роль государства и сосредоточение всех операций в Париже. [17]
Современный французский
фондовый рынок представлен большой
номенклатурой выпускаемых
Рынок облигаций развит во Франции в большей степени, чем рынок акций. Это отражает ту роль, которую государство играет в экономике и экономической политике страны. Основу рынка составляют государственные облигации, на которые приходится примерно треть всей облигационной задолженности. Вторым крупным элементом этого рынка являются облигации государственных компаний. [18]
Euronext Paris - рынок ценных бумаг Франции, известная как Парижская Фондовая биржа, которая слилась с Амстердамом, Лиссабоном и Брюссельскими биржами в сентябре 2000, чтобы сформировать Еuronext NV, который является второй по величине биржей в Европе следуя за Лондонской фондовой биржей Великобритании. [8] Основным органом, регулирующим фондовый рынок, является Комиссия по биржевым операциям (la Comission des Operartions de Bourse - COB). Комиссия является независимым административным органом, осуществляющим надзор за фондовым рынком. Она была создана постановлением от 28 сентября 1967 г. по примеру Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Среди аналогичных европейских институтов СОВ является старейшим. Законами от 2 августа 1989 г. и от 2 июля 1996 г. за ним были закреплены полномочия, которые существуют и сегодня.
Основной целью СОВ
является поддержка
К основным функциям СОВ относятся:
защита сбережений, независимо от того, были ли эти средства инвестированы в финансовые инструменты (акции, долговые ценные бумаги, срочные финансовые инструменты) или вложены в другие ценности, на приобретение которых публично была объявлена подписка (паи в фондах недвижимости или вложения в материальные ценности);
проверка инвестиционной информации. СОВ должна завизировать информационные отчеты эмитентов, которые последние обязаны публиковать в случае объявления подписки на ценные бумаги (допуска к котировкам на бирже, новой эмиссии, передачи контрольного пакета акций и т.д.). СОВ унифицирует форму документов, составляемых эмитентом при совершении таких операций, как внесение вклада в уставный капитал, слияние компаний. СОВ проверяет всю предоставляемую компаниями информацию: как публикуемую, так и непубликуемую официально;
обеспечение должного функционирования финансовых рынков.
СОВ обладает финансовой независимостью: ее бюджет формируется за счет сборов, которые обязаны уплачивать все лица, чья деятельность на рынке регулируется Комиссией (в основном это эмитенты и инвестиционные институты).
Совет по финансовым рынкам (Conseil des Marche financiers - CMF) - это профессиональная организация, являющаяся юридическим лицом, которая устанавливает общие правила функционирования фондового рынка. Она фиксирует правила поведения на рынке компаний, предоставляющих финансовые услуги, и следит за их соблюдением. Кроме того, Совет одобряет программу деятельности компаний. Ее компетенция распространяется на все операции (за исключением доверительного управления портфелем) как на биржевом, так и на внебиржевом рынке, осуществляемые инвестиционными или кредитными организациями.
Современная инфраструктура рынка ценных бумаг. Сегодня основными задачами вторичного фондового рынка является получение прибыли от спекулятивных операций и предоставление возможности страхования от всех видов рыночных рисков. Традиционные методы осуществления технических операций при торговле ценными бумагами не соответствуют росту активности на рынке. [19]
Валютно-финансовая система Франции функционирует в соответствии с общими правилами Евросоюза и является частью системы мер сообщества по координации бюджетной и экономической политики стран-членов Евросоюза, направленных на сближение государств ЕС в экономической области. В рамках еврозоны этот процесс идет существенно дальше в плане усиления национальной бюджетной дисциплины и контроля за макроэкономической и структурной политикой в целях обеспечения финансовой стабильности региона и становления полноценного экономического союза, как составной части ЭВС (Экономического и валютного союза).
Применительно к Франции, основным законодательным актом, регулирующим финансовый рынок страны, является Валютно-финансовый кодекс, обобщающий законы, декреты и постановления, относящиеся к регулированию деятельности кредитных организаций.
Основные государственные регуляторы финансового рынка Франции- Министерство экономики и финансов и Банк Франции (Banque de France). Согласно положениям Валютно-финансового кодекса Франции, вопросы валютной и финансовой стабильности входят в компетенцию Банка Франции, являющегося неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков, созданной в соответствии со статьей 8 Договора об образовании Европейского сообщества. В целях реализации рекомендаций «Группы восьми» по укреплению финансовой стабильности, а также законодательных решений по линии Евросоюза в феврале 2011 г. во Франции был учрежден Комитет финансового регулирования и системных рисков, в задачи которого входит предотвращение и управление рисками в финансовом секторе. Также в соответствии с решением Правительства Франции был образован государственный орган пруденциального контроля (АСР), созданный путем слияния органов лицензирования и контроля банковского и страхового секторов. АСР призван отслеживать стабильность финансовой системы в целом, обеспечивать защиту потребителей финансовых услуг, а также АСР наделен правом учреждать специальные коллегии контролеров для укрепления надзора за трансграничными финансовыми операциями.
На текущую ситуацию в финансовой сфере Франции оказывают влияние снижающиеся темпы роста производства и потребительской активности внутри страны. Снижение кредитных рейтингов национального и банковского уровня привело к удорожанию внешних заимствований, что, соответственно, сделало менее доступными кредиты для бизнеса и населения. Французское правительство, декларируя курс на сокращение расходов, всеми средствами старается увеличивать поступления в бюджет, в том числе, с помощью непопулярных мер. В частности, объявлено, что будет увеличена налоговая нагрузка на богатых, а также на крупный бизнес.
Последним важнейшим событием в области финансового регулирования во Франции, уже получившим законодательные «очертания», стало объявление введения с 1 августа 2012 г. налога на финансовые транзакции (НФТ) в размере 0,2%. Как ожидают французские власти, это должно принести дополнительно в бюджет около 1,6 млрд.евро в следующем году (по оценкам экспертов бюджетный «доход» составит не более 1 млрд.)
Такая мера соответствует «социалистическому» духу французского правительства, так как объектами налогообложения становятся прежде всего банки и финансовые институты, а не рядовые граждане. В целом, финансовый сектор сейчас облагается меньшими налогами, чем другие отрасли экономики, при том, что на «спасение» банков были потрачены триллионы евро, в том числе из средств налогоплательщиков.
Франция стала первым
европейским государством, решившимся
на введение НФТ, не дожидаясь продвижения
этой меры на уровне Евросоюза. Относительно
небольшой размер сбора означает,
что налог коснется ограниченного числа сделок и его
воздействие на финансовый
рынок не должно вызвать «разрушительные»
последствия. Тем не менее, новый налог
продолжает «волновать» представителей
профессиональной среды. Федерация французских
банков прямо назвала введение НФТ контрпродуктивной
мерой для экономики.
По мнению банкиров, если и вводить НФТ, то делать это необходимо на глобальном уровне, а не силами ряда стран ЕС. Французские банки уже выплачивают дополнительно к стандартным сборам ряд специальных и довольно существенных налогов. Среди них: налог на заработную плату в банковском секторе (около 1,6 млрд. евро в год, из всех стран-членов ЕС существующий только во Франции), налог на «бонусы» (около 250 млн.), налог на системные риски (460 млн. в 2011 г., к 2013 ожидается увеличение до 1 млрд. евро).
Отсутствие консенсуса, даже на уровне ЕС, относительно введения НФТ, по мнению экспертов, будет иметь ряд негативных последствий на национальном уровне. Поскольку нововведение изменит условия доступа на французский финансовый рынок, стоит ожидать общее снижение конкурентоспособности финансового сектора страны, что неизбежно приведет к переводу финансовых активов за пределы Франции. Наиболее пессимистично настроенные банковские эксперты не исключают, что репутация Парижа как финансового центра будет несколько подорвана.