Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономика немыслима без соответствующей финансовой системы, а в последней важнейшее место занимает финансовый рынок, на котором происходит движение денег (капитала). Деньги не только главная цель предпринимательской деятельности, но и важнейшее средство ее достижения, при этом необходимо решить два вопроса: об источнике капитала и его вложении, Таким образом, все хозяйствующие субъекты сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, именно на нем ищут необходимые для себя денежные средства либо получают дополнительный доход от удачного инвестирования временно свободных средств. Финансовые рынки национальных экономик взаимосвязаны и поэтому крах одной финансовой системы влечет за собой колебания в финансовой сфере других экономик, что доказывает современный мировой финансовый кризис. Ввиду этого актуально разобраться в сущности, структуре и функциях финансового рынка, рассмотреть опыт развитых стран в их формировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5
1.1 Cостав и структура финансовой системы государства………………..........5
1.2 Организационные основы функционирования финансового рынка как составляющей финансовой системы государства ……………………………...9
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….14
2.1 Особенности финансовой системы РК ……………………………….…....14
2.2 Анализ развития финансового рынка РК…………………………………..16
2.3Оценка взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка РК…………………………………………………………………..…………..…25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО РЫНКА……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая готовая1.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

     Функционирование рынков прямых заимствований связано с рядом трудностей, которые обусловлены крупно-оптовым характером продаж, что сужает круг возможных заемщиков. Поэтому движение денежных средств от субъектов, имеющих профицит бюджетов, к субъектам с дефицитом бюджета зачастую носит опосредованный характер.

      При опосредованном финансировании кредиторы предоставляют свои средства в распоряжение финансового посредника, который аккумулирует ресурсы и далее предоставляет их в распоряжение конечных участников финансовой сделки - заемщиков. Функция финансового посредника заключается в преобразовании финансовых сделок, которые готовы заключить кредиторы на своих условиях (как по сумме сделки, так и по ее срочности) в финансовые сделки, которые готовы заключить заемщики (имеющие свои предпочтения относительно объемов сделок и их срочности).

      В связи с тем, что и прямое, и опосредованное финансирование имеют свои достоинства и недостатки, они существуют параллельно. Их совместное функционирование отражается и в том, что прямое финансирование часто называют непосредственным, а опосредованное - косвенным, таким образом противопоставляя две сферы финансовой системы друг другу. Из всего изложенного следует, что финансовая система - это экономический институт, обеспечивающий движение средств от кредиторов (в обобщенном понимании) к заемщикам (опять же в обобщенном понимании), а совокупность финансовых рынков и финансовых посредников подразумевает наличие прямого и опосредованного финансирования, т. е двух разных способов заключения сделок между кредиторами и заемщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО  РЫНКА

 

      Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономического развития республики, обеспечение неуклонного роста национального дохода, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных  начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

     Состояние финансов определяется положение дел в экономике, и поэтому программы стабилизации должны предусматривать в первую очередь общеэкономические меры по повышению ее эффективности.

      В ряду этих мер- перестройка производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка, в основном за счет внутреннего производства.

      В числе финансовых мероприятий необходимых национализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики-ликвидация убыточного регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

      На современном этапе развития казахстанской экономики финансовая система страны перешла на качественно новый уровень своего формирования. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансовой системы на несколько лет. По основным показателям она отвечает всем международным стандартам.

       Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор.

     Общие банковские активы составляют порядка 10% ВВП республики. Национальный банк республики Казахстан (НБРК) аккумулирует достаточные средства для поддержания деятельности коммерческих банков страны В банковском секторе продолжается процессы консолидации, наряду с ликвидацией неустойчивых банков, а также приватизацией и поглощением отдельных банковских структур.

       В качестве основных приоритетов развития финансовой системы Казахстан  на перспективу определены:

       Во-первых, совершенствование денежно-кредитной политики Республики Казахстан. В частности, определены новые направления денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан. Это переход на принципы инфляционного таргетирования, целью которого является снижение среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5% годовых, а также совершенствование денежно-кредитной статистики в стране. Это мера будет способствовать повышению качества мониторинга финансового сектора.

     Активизируется работа по либерализации валютных отношений. В частности, планируется поэтапное снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций в соответствии с требованиями времени международной политики.

       Вместе с тем необходимо отметить значительную работу Национального банка в приближении платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, а также по внедрению и развитию новых видов платежных инструментов.

      Во-вторых, реформирование системы государственного регулирования финансового рынка по средством совершенствования работы  системы консолидированного финансового надзора.

      В рамках процесса реформирования будет  проведена комплексная реализация системы методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и формирование стабильной инфраструктуры  отечественного финансового рынка. В частности, ведется активная работа по разработке механизма оперативных действии при нарастании системного и возникновении кризисных ситуаций на всем финансовом уровне. Продолжается работы по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка, таких, как принципы Базельского комитета  для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, принципы регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (ISOCO).

      В-третьих, совершенствование институциональной базы финансового рынка. Здесь предполагается построение трехуровневой системы кредитования, состоящей из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, т микрокредитных организаций.

Активизируется работа таких институтов, как Казахстанская ипотечная компания, Фонд гарантирования ипотечных кредитов, Банк развития Казахстана, Жилищный строительный сберегательный банк. Одной из основных задач в деятельности данных институтов стала практическая реализация приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития.

      В-четвертых, активизация развития страхового рынка. В данном направлении основная цель состоит в формировании совершенной национальной страховой индустрии, активном использовании страхования как эффективного механизма защиты интересов хозяйствующих субъектов и населения от различных рисков.

      В-пятых, усиление потенциала рынка ценных бумаг. В рамках этого направления развития рынка ценных бумаг определен следующий ряд приоритетов, среди которых формирование внутренних институциональных инвесторов как главных субъектов процесса мобилизации и перераспределение свободных ресурсов в реальный сектор экономики. Также в числе приоритетных стоит задача расширения возможностей инвестирования. Основной задачей данного направления является создание условий для появления и становления новых финансовых инструментов, что будет способствовать появлению у инвесторов возможности перераспределения кредитных рисков путем диверсификации вложении, а у предприятия эмитентов – нового источника заимствований, представляющего достаточно дешевую альтернативу банковскому кредиту.

      В-шестых, гармонизация налогообложения  участников финансового рынка и финансовых инструментов. Переход к стандартам Европейского Союза предполагает отмену налоговых льгот  и преференций, которые в настоящее время существуют по разным финансовым инструментам.  Исключением при этом может быть только введение временных льгот для стимулирования развития какого-либо нового  финансового инструмента, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики и финансового сектора.

      В-седьмых, активизация интеграции финансовой системы. В экономическом плане изолирование существование стран СНГ сопряжено созначительными издержками. Тем более, учитывая всю сложность  складывающейся в данный момент ситуация в мировой экономике, вопросы создания единого экономического пространства и интеграции финансовой системы.

       В целом перспектива развития финансовой системы приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами.  Это обусловлено, прежде всего, существующим на сегодня устойчивой финансовой системой, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах  и предоставляющей качественные услуги финансовым институтам в условиях свободной конкуренции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему выше сказанному можно сказать, что основная функция финансового рынка заключается в мобилизации денежных средств вкладчиков для цели организации и расширения производства.

Другая функция – информационная. Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование капитала в форме финансовых капиталов способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование финансового рынка невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления финансового рынка (и рынка ценных бумаг в частности) функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

На мировом рынке существуют две основные модели организации финансового рынка. Одна из них предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). Другая предполагает активную роль, как банковских учреждений, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания). В тех странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, их деятельность подконтрольна центральному национальному банку и другим правительственным агентствам, государственное регулирование более жесткое.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как финдокумент, как экономический рычаг; и как стимул.

На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».

2.Закон Республики Казахстан  № 355-1 ЗРК от 31.03.99 «О внесении  изменений и дополнений в Указ  Президента, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных  платежах в бюджет» № 2235 от 24.04.95».

Информация о работе Финансовая система государства