Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:47, курсовая работа
В условиях рыночной экономики теоретическое обоснование и практическое применение результатов финансового анализа для исследования финансовой устойчивости приобретает наибольшую актуальность, что связано, прежде всего, с тем, что современное предприятие самостоятельно определяет направления своей деятельности и осуществляет её финансирование с целью получения прибыли. В постоянно изменяющихся рыночных условиях руководители предприятия должны постоянно следить за изменяющейся конъюнктурой, за эффективность использования своих ресурсов, за состоянием своих активов, конкурентоспособностью своей продукции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 6
1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы финансового анализа на предприятии 6
1.2. Цели, задачи и этапы финансового анализа предприятия 10
1.3. Методические основы анализа финансовой устойчивости 11
Глава 2. Практический анализ финансовой устойчивости предприятия на примере компании «Полярис» 27
2.1. Анализ прибыли, рентабельности и финансовой устойчивости 27
2.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании 29
Заключение 41
Использованная литература 42
Методика анализа формирования и распределения финансовых результатов является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. [24, с. 15]
Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:
анализ выполнения плана по использованию прибыли.
Исходной базой анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:
Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.
Источниками информации для
При анализе оценивается влияние на прибыль факторов, определяющих результаты работы предприятия и ее эффективность. Для анализа используют следующую факторную модель:
ЧП = В – С/С – КР + ПП – ПУ + ПД – ПР – НП (1)
ЧП – чистая прибыль;
В – выручка от продажи продукции;
С/С – себестоимость проданной продукции;
КР – коммерческие расходы;
ПП – проценты к получению;
ПУ – проценты к уплате;
ОД – прочие доходы;
ПР – прочие расходы;
НП – налог на прибыль.
В ходе анализа производят расчет нескольких показателей рентабельности:
- рентабельности продаж;
- рентабельности организации;
- рентабельности активов;
- рентабельности основного капитала;
- рентабельности собственного капитала. [24, с. 16]
Рентабельность продаж определяется организацией как отношение прибыли к объему реализованной продукции, умноженное на 100%:
Р пр. = П : В x 100%,
где Р пр. - показатель рентабельности продукции (товаров);
П - показатель
прибыли от реализации
В
- показатель выручки от
Показатель рентабельности
Если на рентабельность продаж
влияют показатели выручки от
реализации продукции (товаров)
Р орг. = П ч. : В x 100%,
где Р орг. - показатель рентабельности организации;
П ч. - чистая прибыль; [33, с. 314]
Рентабельность капитала
Р к = П ч. : К x 100%,
где Р к - рентабельность капитала;
К - стоимость капитала. [33, с. 314]
Низкий уровень показателя
Рентабельность основного
Р ок. = П ч. : С ок. x 100%
где Р ок. - рентабельность основного капитала;
П ч. - чистая прибыль;
С ок. - стоимость основного капитала. [33, с. 315]
При этом, чем выше значение
указанного показателя, тем эффективнее
осуществляется использование
Показатель рентабельности
Р ск. = П чл. : С ос. x
100%,
где Р ск. - рентабельность собственного капитала;
П чл. - показатель чистой прибыли за ряд лет;
С ос. - средняя стоимость основных средств. [33, с. 315]
По итогам вышесказанного
Методика анализа финансового состояния включает следующие блоки анализа:
Общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период;
Анализ ликвидности баланса;
Анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.
Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют основу анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
В ходе анализа для
характеристики различных аспектов
финансового состояния
В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятия и оценки структуры их балансов были подготовлены и утверждены «Методические положения по оценки финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса» (Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 агуста 1994 г. № 31-р. (в редакции от 12 сентября 1994 года).
Для оценки финансового состояния, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
оптимальность структуры
пассивов предприятия, его финансовую
независимость и степень
оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;
оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
риск банкротства (несостоятельности);
запас финансовой устойчивости.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Основные задачи анализа:
Финансовое состояние
предприятия характеризуется
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).
Один из создателей балансоведения
– Н.А. Блатов рекомендовал исследовать
структуру и динамику финансового
состояния предприятия при
Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы:
Показатели структуры баланса;
Показатели динамики баланса;
Показатели структурной динамики баланса.
Для общей оценки финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия, который в более упорядоченном виде удобно проводить по следующей форме (табл. 1.1).