Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:47, курсовая работа
В условиях рыночной экономики теоретическое обоснование и практическое применение результатов финансового анализа для исследования финансовой устойчивости приобретает наибольшую актуальность, что связано, прежде всего, с тем, что современное предприятие самостоятельно определяет направления своей деятельности и осуществляет её финансирование с целью получения прибыли. В постоянно изменяющихся рыночных условиях руководители предприятия должны постоянно следить за изменяющейся конъюнктурой, за эффективность использования своих ресурсов, за состоянием своих активов, конкурентоспособностью своей продукции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 6
1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы финансового анализа на предприятии 6
1.2. Цели, задачи и этапы финансового анализа предприятия 10
1.3. Методические основы анализа финансовой устойчивости 11
Глава 2. Практический анализ финансовой устойчивости предприятия на примере компании «Полярис» 27
2.1. Анализ прибыли, рентабельности и финансовой устойчивости 27
2.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании 29
Заключение 41
Использованная литература 42
Показатель рентабельности оборотного капитала связан с показателем оборачиваемости оборотных активов, равным отношению выручки к средней величине оборотных средств за период времени, и показателем прибыльности продаж, который в данном случае основан на отношеии величины операционной прибыли (т. е. прибыли до выплаты процентов и налога на прибыль, которая не включает прибыль от неосновной деятельности).
Рентабельность активов (РА)оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу. Этот показатель является одним из наиболее важных для характеристики рентабельности предприятия. Расчет показателя рентабельности активов производится по формуле:
РА = |
2*(Чистая прибыль+Процентные платежи*(1-налоговая ставка)) |
(28) | ||||
Активы всего на начало года |
+ |
Активы всего на конец года |
При формировании активов используются два финансовых источника — заемный и источник собственных средств. Процентные платежи за использование заемных средств включаются в число валовых издержек, в то время как доход прямых инвесторов выплачивается из прибыли в виде дивидендов либо остается на предприятии, будучи инвестированным в дополнительные активы. Суть показателя рентабельности состоит в характеристике того, насколько эффективно был использован каждый привлеченный рубль. Рентабельность активов связана с прибыльностью продаж и оборачиваемостью активов. При этом расчет прибыльности продаж основан на чистой прибыли в сочетании с эффектом исключения процентных платежей.
Рентабельность собственного капитала (Рс.к.) характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия в сочетании с величиной собственного капитала предприятия. Расчет показателя производится по формуле:
Рс.к.= |
2*Чистая прибыль |
(29) | ||
Собственный
капитал |
+ |
Собственный капитал на конец года |
При оценке эффективности использования собственного капитала учитывается в том числе эффективность того, насколько менеджмент предприятия способен эффективно для его владельцев привлекать и использовать заемные денежные средства.
Рентабельность используемого капитала (рентабельность чистых активов) рассчитывается путем сопоставления чистой прибыли предприятия, скорректированной на величину процентных платежей по долгосрочным задолженностям, со средней величиной капитала компании в течение года. Для расчета данного показателя используется формула:
Рч.а.= |
2*(Чистая прибыль+Процентные платежи*(1-налог.ставка)) |
(30) |
Средние чистые активы |
Указанные в данной формуле процентные платежи имеют отношение только к долгосрочным обязательствам.
Основным оценочным
показателем эффективности
Таблица 2.1
Основные виды прибыли
Показатель |
Формула |
Пояснения |
Валовая прибыль (ВП) |
ВР – СС |
СС – себестоимость проданных товаров и услуг (Ф-2 стр. 020) |
Прибыль от продаж (ПП) |
ВП – КР – УР |
КР – коммерческие расходы (Ф-2 стр. 030); УР – управленческие расходы (Ф-2 стр.040). |
Прибыль до налогообложения (ПДН) |
ПП + ОД – ОР |
ОД - операционные доходы (Ф-2 стр. 060, 080, 090) ОР - операционные расходы (Ф-2 стр. 070, 100) |
Чистая прибыль (ЧП) |
ПДН – НП |
НП – налог на прибыль (Ф-2 стр.150). |
Формируя выводы по результатам финансовой деятельности, характеризуют абсолютное отклонение и темп роста по прибыли от обычной деятельности до налогообложения, а также по ее составляющим. Особое внимание обращают на прибыль от продажи и факторы, обусловливающие изменение ее величины.
В качестве основных показателей эффективности финансовой деятельности выступают показатели рентабельности, приведенные в таблице 2.2
Таблица 2.2
Показатели рентабельности
Показатель |
Формула |
Пояснения |
Рентабельность использования активов и капитала | ||
Рентабельность активов (ROA) |
- Средняя стоимость активов ((Ф-1 стр. 300 н.+ Ф-1 стр. 300 к.)/2) | |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
- Средняя стоимость | |
Рентабельность продаж | ||
Рентабельность продаж по валовой прибыли |
||
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
||
Рентабельность продаж по EBITDA |
||
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
||
Рентабельность торговой надбавки | ||
Рентабельность торговой надбавки |
СС – себестоимость |
Изменение рентабельности по валовой прибыли говорит об изменении себестоимости, а снижение рентабельности по прибыли от продаж при неизменной рентабельности по валовой прибыли свидетельствует о непропорционально возросших расходах.
Рост рентабельности продаж по чистой прибыли оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи.
Увеличение рентабельности активов и собственного капитала говорят об их эффективном использовании.
Одними из важнейших показателей финансовой деятельности компании являются показатели финансовой устойчивости, под которой понимается характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Основные коэффициенты для анализа финансовой устойчивости компании приведены в таблице 3.
Таблица 2.3
Показатели финансовой устойчивости
Показатель |
Порядок расчета |
Норматив |
Коэффициент финансовой устойчивости |
Ф-1 стр.490/(Ф-1 стр.590 + Ф-1 стр.690) |
>1 |
Коэффициент автономии |
Ф-1 стр.490/Ф-1 стр.700 |
>0.5 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
(Ф-1 стр.490 + Ф-1 стр.590 - Ф-1 стр.190)/Ф-1 стр.490 |
≥0.2-0.5 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
(Ф-1 стр.490 + Ф-1 стр.590 - Ф-1 стр.190)/Ф-1 стр.290 |
≥0.1 |
Кроме того, информативными с точки зрения оценки деловой активности компании являются показатели оборачиваемости, которые рассматриваются в динамике. Оборачиваемость запасов уже была рассмотрена ранее. В таблице 2.4 приведены показатели, относящиеся к анализу эффективности финансовой деятельности.
Таблица 2.4
Показатели деловой активности
Показатель |
Порядок расчета |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
Ф-2 стр.010/(Ф-1 стр.230 + Ф-1 стр.240) |
Оборачиваемость оборотных активов |
Ф-2 стр.010/Ф-1 стр.290 |
Оборачиваемость собственных оборотных средств |
Ф-2 стр.010/(Ф-1 стр.490 + Ф-1 стр.590 - Ф-1 стр.190) |
Оборачиваемость капитала |
Ф-2 стр.010/Ф-1 стр.490 |
По результатам анализа
полученных показателей делается вывод
об эффективности финансово-
В настоящее время компания «Полярис» переживает последствия кризисных явлений, которые отразились на ее финансовом состоянии, поэтому основной задачей является повышение эффективности всех направлений экономической деятельности, которое позволит фирме удержать завоеванные на рынке позиции и возобновить динамичное развитие, характерное для нее в докризисный период.
Основными источниками информации для проведения оценки эффективности являются документы финансовой отчетности:
При оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании в рамках данной работы будут рассмотрены как фактические показатели за текущий год, так и их динамика по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Таким образом, будет проведена не только оценка статической эффективности, применимая к показателям, имеющим нормативные значения, но и динамической, которая характеризует направление и результаты деятельности фирмы в отчетном периоде.
Основные показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализ эффективности хозяйственной деятельности торговой организации за 2008 - 2009 г.г.
№ п/п |
П о к а з а т е л и |
Ед. изм. |
Условн. обозн. |
2009 г. |
2010 г. |
Абс. откл. |
Темп роста, % |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
2 |
3 = 2 - 1 |
4=2:1х100 |
1 |
Выручка (нетто) от продажи товаров |
тыс.руб. |
ВР |
8229457 |
7734970 |
-494487 |
94 |
2 |
Средняя величина товарных запасов |
тыс.руб. |
3253331 |
2550738 |
-702593 |
78 | |
3 |
Скорость обращения товаров |
об. |
С |
2.53 |
3.03 |
0.50 |
120 |
4 |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
2414 |
2235 |
-179 |
93 | |
5 |
в т.ч. работников прилавка |
чел. |
1048 |
914 |
-134 |
87 | |
6 |
Удельный вес работников прилавка в среднесписочной численности работающих |
% |
dр.пр. |
43% |
41% |
-3% |
94 |
7 |
Производительность труда 1 работника |
тыс.руб. |
ПТ |
3409 |
3461 |
52 |
102 |
8 |
Производительность труда 1 работника прилавка |
тыс.руб. |
ПТр.пр. |
7853 |
8463 |
610 |
108 |
9 |
Торговая площадь |
м2 |
Пл |
19460 |
17380 |
-2080 |
89 |
10 |
Средняя нагрузка на 1 м2 торговой площади |
тыс.руб. |
423 |
445 |
22 |
105 | |
11 |
Средняя стоимость основных средств |
тыс.руб. |
206742 |
205 585 |
- 1 157 |
99% | |
12 |
Фондоотдача |
руб. |
Ф |
40 |
38 |
-2 |
95 |
13 |
Фондовооруженность |
руб. |
Фв |
86 |
92 |
6 |
107 |
14 |
Комплексный показатель эффективности хозяйствования |
% |
ЭХ |
х |
х |
х |
105 |
Проанализируем каждый из представленных в таблице показателей.
Выручка от продажи товаров в 2010 году сократилась на 6%, это связано с тем, что компания в целях повышения эффективности закрыла несколько нерентабельных магазинов (в том числен был закрыт Екатеринбургский филиал) и сократила торговую площадь в части действующих салонов. Торговая площадь в результате сократилась на 2080 м2, или 11%. Средняя нагрузка на 1 м2 по сравнению с прошлым годом увеличилась на 22 тыс. руб., или 5% и составила 445 тыс. руб. за в 2010-м году, что говорит об эффективности вышеуказанного мероприятия.
Средняя величина товарных запасов в 2010-м году сократилась на 22% по сравнению с прошлым годом. Такое резкое снижение вызвано не только сокращением количества магазинов, но и внедрением нового подхода к управлению ассортиментом и запасами. Об эффективности этой политики свидетельствует увеличение скорости обращения на 20%. В результате время обращения товарных запасов сократилось с 144 дней до 120, что говорит о возрастании эффективности использования товарных ресурсов и снижении потребности в оборотных средствах, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности компании.
Среднесписочная численность работников сократилась на 7%. Компания была вынуждена провести сокращение персонала, обусловленное закрытием салонов. При этом сокращение затронуло в первую очередь сотрудников, непосредственно участвующих в продажах. Об этом свидетельствует сокращение доли работников «прилавка» на 6% (или 3 процентных пункта), которая составила 40%. Это говорит об ухудшении структуры трудовых ресурсов и указывает на низкий уровень автоматизации вспомогательных процессов, по вине которого фирма вынуждена содержать многочисленный бэк-офис, обеспечивающий функционирование магазинов.
Производительность труда работников «прилавка» повысилась на 8%. С точки зрения ресурсосбережения это свидетельствует о росте эффективности использования трудовых ресурсов. Кроме того, абсолютное значение производительности равно 3461 тыс. руб. за 2010 год, что положительно характеризует компанию «Полярис» по сравнению с крупнейшими розничными сетями.
Средняя стоимость основных средств незначительно сократилась (на 1%). Как ранее упоминалось, компания не имеет в собственности зданий и сооружений, поэтому закрытие магазинов не ведет к высвобождению существенных средств за счет продажи площадей. Высвобожденное оборудование, в свою очередь, является труднореализуемым на вторичном рынке за счет индивидуального фирменного стиля. По этой причине рост фондовооруженности на 7% не является показательным, т.к. часть основных средств представлена неиспользуемым нереализованным оборудованием. В то время как снижение фондоотдачи на 5% как раз подтверждает снижение эффективности использования этих внеоборотных активов.