Финансова политика предпричтия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня перед каждым предприятием стоят актуальные вопросы, поставленные жизнью: как управлять финансами на основе меняющихся рыночных условий? каковы рыночные критерии принятия финансовых решений? какие ограничения на управление финансами накладывает внешняя среда предприятия? какие методы легального маневрирования существуют в целях нейтрализации последствий налогообложения?
Настоящая работа ставит своей целью рассмотреть понятие и особенности финансовой политики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…3
Глава 1. Сущность финансов коммерческих предприятий
1.1. Социально-экономическая сущность финансов……………………….5
1.2. Источники формирования финансов предприятия……………………12
Глава 2. Финансовая политика предприятия…….………………...16
2.1. Базовые понятия и концепции финансовой политики..….….………16
2.2. Цели и задачи финансового управления….. ……………….………..21
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы и источников………………..31
Приложения………….……………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая политика предприятия.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

3) долгосрочное и текущее  по времени оборота;

4) финансовое и нефинансовое  по существу;

5) имущество, полученное  от каждого этапа в отдельности.

Такое разнообразие видов  имущества оказывает значительное влияние на финансовое состояние  и накладывает определенные ограничения на платежеспособность предприятия во времени. Отсюда становится понятным, что, если речь идет о финансовом состоянии предприятия, то надо иметь в виду все это разнообразие видов имущества, при этом различные сочетания этих видов характеризуют и разные оттенки финансового состояния - от крайне неустойчивого и предкризисного до устойчивого и очень благополучного. При этом финансовое состояние может быть классифицировано и сгруппировано по данным признакам, но в любом случае несущей конструкцией этой классификации является состояние финансового равновесия.  Отклонения в ту или иную сторону от области финансового равновесия приводят либо к ухудшению финансового состояния предприятия, потери платежеспособности во времени и поиску новых заемных средств для покрытия прежних долгов, либо к улучшению, а затем и укреплению финансового благополучия. Доход предприятия в денежной и неденежной форме является определяющим фактором финансового состояния, а преобладание той или иной формы — важнейшим ограничением в обменных, распределительных и финансовых процессах.  Результатом этих процессов может служить остаток дохода, находящийся в распоряжении предприятия. Величина этого остатка по сути представляет собой капиталообразующий элемент финансового благополучия предприятия в дальнейшем. При этом закладывается основа для образования собственного источника в денежной, и неденежной форме, призванного обеспечить необходимые капиталовложения и возможности отвечать по своим долгам в будущем.9

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции). Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

К явным относятся  все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими  факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Современные экономисты склонны  выделять в особый фактор предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли – в виде аренды, капитала – в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью – как прибыль10.

 

1.2. Источники формирования финансов предприятия

 

Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы). Банковский кредит – это выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов.

Коммерческий кредит предоставляется  одними организациями другим обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств  за проданные товары (услуги).  В  зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают  краткосрочный и долгосрочный кредиты. Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий и предоставляется, как правило, на срок до 1 года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития организации (для строительства и приобретения основных фондов, расширения и совершенствования производства и т.д.) и выдается на срок свыше 1 года.11Размер оплаты за кредит определяется либо процентной ставкой, либо разницей валюты векселя и стоимости поставленных товаров (работ, услуг). Для покупателя оба случая представляют собой плату за коммерческий кредит и относятся в себестоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей, принятых работ, услуг. Для поставщика полученная плата в виде разницы между валютой векселя и стоимостью товаров или в виде процентов (только по векселям с оплатой “по предъявлении” или “во столько-то времени по предъявлении”) представляет собой внереализационный доход12.

Организация, получившая заем с условием выплаты процентов по нему, покрывает  расходы по уплате процентов за счет собственных средств. Денежные средства, полученные по договорам займа, не включаются в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость. Привлечение займов может осуществляться следующими путями:

  • получение краткосрочных и долгосрочных займов от заимодавцев (кроме банков) внутри страны и за рубежом в рублях и иностранной валюте;
  • выдача финансовых векселей;
  • реализация (выпуск) краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (облигаций).

Займы организаций в  виде финансовых векселей возможны в соответствии со статьей 815 ГК РФ. Согласно этой статье в случаях, когда по соглашению сторон заемщиком выдается вексель, удостоверяющий обязательство векселедателя выплатить до наступлении обусловленного срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе. Проценты, выплачиваемые организациями по финансовым векселям, списываются за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении.

Вложения денежного капитала в  различного вида ценные бумаги (долевое участие в предприятиях, займы другим предприятиям под векселя или иные долговые обязательства) – важнейший элемент развивающейся рыночной экономики. Цель финансовых вложений – получение дохода и/или сохранение капитала от обесценения в условиях инфляции.

Следовательно, необходимо уметь правильно  оценивать реальный доход по разного  вида ценным бумагам. В зависимости  от формы предоставления капитала и  способа выплаты дохода ценные бумаги делятся на долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги (купонные облигации, сертификаты, векселя) обычно имеют фиксированную процентную ставку и являются обязательством выплатить полную сумму долга с процентами на определенную дату в будущем; по дисконтным облигациям доход представляет собой скидку с номинала.

Долевые ценные бумаги (акции) представляют собой непосредственную долю держателя в реальной собственности  и обеспечивают получение дивиденда  в неограниченное время. Все прочие виды ценных бумаг являются производными от долговых либо долевых ценных бумаг и закрепляют право владельца на покупку или продажу акций и долговых обязательств. Это опционы, фьючерсные контракты, приватизационные чеки.13

Выплата дивидендов имеет  оборотной стороной медали отвлечение средств от развития предприятия. На первых стадиях его жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит ликвидности просто снимет с повестки дня вопрос о дивидендах. По мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижаются, соответственно, относительно снижаются и финансово-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает выплачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как свидетельство повышения рыночной стоимости предприятия.14

Активы предприятия  делятся на основные (фиксированные, постоянные – земля, здания, сооружения оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, то есть все остальные активы баланса). Основные активы труднореализуемы в том смысле, что может понадобиться значительное время, немалые хлопоты и даже дополнительные затраты для реализации этих активов в случае необходимости.

В свою очередь, оборотные  активы делятся, в зависимости от способности более или менее  легко обращаться в деньги, на медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья  и материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги).

Пассивы подразделяются на собственные и заемные. Собственные  средства и долгосрочные кредиты  и займы объединяются в постоянные пассивы; краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы.

Тесно взаимосвязанные  и взаимообусловленные задачи комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами сводятся: к превращению текущих финансовых потребностей (ТФП) предприятия в отрицательную величину; к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия; к выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами, или, выражаясь языком “импортной” терминологии, управления “работающим капиталом”.15

 

 

 

Глава 2. Финансовая политика предприятия

2.1. Базовые понятия  и концепции финансовой  политики

 

Финансовое  планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными. Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы. Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое. Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия. Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. финансовый менеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Координация в финансовом менеджменте - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Управление  активами. Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги. Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов. Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат банковских займов. Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Информация о работе Финансова политика предпричтия