Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного
планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных
интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления,
выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько,
насколько это касается его деятельности.
деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:
финансового анализа и производственного управленческого анализа.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено
сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в
масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое
разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может
рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах
дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
множественность субъектов анализа, пользователей информации о
деятельности предприятия;
разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации
о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской
отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа,
проводимого за пределами предприятия его заинтересованными
контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ
на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма
ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет
раскрыть всех секретов успеха или неудач в деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого
партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности,
составляют:
анализ абсолютных показателей прибыли;
анализ относительных показателей рентабельности;
анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности
баланса, платежеспособности предприятия;
анализ эффективности использования заемного капитала;
экономическая диагностика финансового состояния предприятия и
рейтинговая оценка эмитентов.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности
предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый
анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом
анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве
источника информации данные о технической подготовке производства,
нормативную и плановую информацию и другие данные системного
бухгалтерского учета.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть
дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации
управления, например такими, как анализ эффективности авансирования
капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе
внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления
финансового анализа за счет привлечения данных управленческого
производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения
комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной
деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа
взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их
реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления
производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на
рынок.
Особенностями управленческого анализа являются:
ориентация результатов анализа на свое руководство;
использование всех источников информации для анализа;
отсутствие регламентации анализа со стороны;
комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения
коммерческой тайны.
Методы интерпретации
Бухгалтер может использовать три главных метода интерпретации
результатов:
непосредственная оценка;
анализ относительных показателей;
заявление о ресурсах и использовании фондов.
Непосредственная оценка
Такая оценка опирается на ряд основных показателей деятельности.
Непосредственная оценка счета прибылей и убытков или отчетного баланса
состоит в исследовании некоторых исходных данных.
Счет прибылей и убытков. Сбыт. Сравнить данные по сбыту за предыдущие
годы с намеченными цифрами (если они рассчитывались) . Существует
множество возможных причин отклонений в данных по сбыту. При этом должны
рассматриваться такие возможности, как колебания цен, изменение объемов
или структуры сбыта.
Валовая прибыль. Любые изменения в валовой прибыли происходят либо из-за
колебания сбыта, либо из-за изменений в расходах на сбыт. Колебания
сбыта упомянуты выше, а изменения в расходах на сбыт могут вызываться
либо стоимостью запасов, либо ценами на закупаемые материалы. Если это
производственная фирма, то дополнительным фактором являются заводские
расходы.
Чистая прибыль. Необходимо сравнить абсолютные и относительные
показатели с данными предыдущих лет и текущими сметными оценками.
Отчетный баланс. Собственный капитал. Если существует какой-либо
собственный капитал, необходимо указать резерв капитала, который может
быть востребован в случае необходимости.
Заемный капитал. Сроки выплаты долгосрочных займов и долговых
обязательств оказывают мощное воздействие на движение денежной
наличности компаний до тех пор, пока не создастся фонд погашения для
удовлетворения кредиторов. Владельцы долговых обязательств имеют
возможность превращения этих обязательств в обычные акции вместо
получения наличными. В этой ситуации компании сложнее определять объем
наличных денег, требующихся для погашения долговых обязательств.
Основные фонды включают следующее:
земля и сооружения (могут быть как собственными, так и арендуемыми; в
последнем случае, если компания встретится с проблемами оплаты аренды,
может возникнуть опасность не возобновления договора аренды);
оборудование (если оно усиленно амортизируется, то весьма вероятно, что
оно старое и неэффективное и компания понесет большие затраты на
возобновление оборудования).
Действующий капитал. Превышение оборотных фондов над краткосрочными
долговыми обязательствами получило название действующего капитала.
Предприниматель должен иметь достаточно действующего капитала для
финансирования каждодневных операций. Величина действующего капитала
зависит от масштаба предпринимательства и типов деятельности. Нехватка
действующего капитала проявляется в затоваривании. Это происходит, как
правило, если бизнес расширяется и требуются крупные запасы для
увеличения сбыта, что, в свою очередь, ведет к резкому увеличению
долгов. С другой стороны, избыток действующего капитала означает, что
активы компании используются недостаточно эффективно.
«Неосязаемые» и нематериальные активы. Под этим понимается «гудвилл»,
или неосязаемые активы, не поддающиеся оценке, кроме тех случаев, когда
дело может быть продано. Нематериальные активы, например предварительные
расходы, затраты на исследования и разработку, расходы на выпуск акций и
долговые обязательства, также имеют явную ценность.
Контракты на инвестиции и условные обязательства. Публикуемые отчеты
обществ с ограниченной ответственностью должны вскрывать
капиталовложения компании, включая еще не законтрактованные объемы. По
известным причинам должны указываться условные обязательства типа
судебных исков.
Анализ относительных показателей
Относительный показатель отражает отношение одной величины к другой,
поэтому большие абсолютные значения могут быть сведены к доступной и
компактной информации, на основании которой высшее руководство может
принимать решения. Общее число этих отношений крайне велико, но у нас
нет необходимости в данном разделе останавливаться на всех.
Допустим, что отношение оборотных фондов к краткосрочным долговым
обязательствам компании А составляет 2:1, а аналогичное отношение
компании Б — 1:1. Отсюда возникают вопросы, требующие ответа. Заняты ли
компании схожими видами деятельности? Если нет, то причины расхождения
данных требуют изучения. Например, в случае, если компания Б занимается
розничной торговлей, а компания А представляет обрабатывающую
промышленность, указанные соотношения могут быть различными.
Если обе компании занимаются одним и тем же бизнесом, то необходимо
изучить элементы действующего капитала, рассмотрев такие вопросы: Каковы
запасы в обеих компаниях? Каков период выплаты долгов? Сколько дней
поставщики могут поставлять товары в кредит? Имеется ли в компании
достаточно ликвидных фондов для погашения срочной задолженности?
Относительные показатели служат многим целям, но в основном они помогают
руководству в прогнозировании, планировании, координации и коммуникации.
Если они используются по назначению, они могут повысить эффективность, а
следовательно, и прибыль. Однако, попав к неискушенному, они могут
привести к ошибкам.
Единичные относительные показатели имеют ограниченную ценность в
основном потому, что принципиальное значение для руководства имеет
оценка общих тенденций. Кроме того, изменения в одном показателе могут
иметь значение, только если соотносятся с другими показателями. Наиболее
часто относительные показатели используются для следующих целей:
показатели в сопоставлении с представительными данными прошлых лет
указывают на тенденции движения расходов, сбыта, прибылей и т. д. и
позволяют прогнозировать ход событий в будущем;
планы и программы на будущее могут «нацеливаться» бухгалтерскими
относительными показателями, показатели становятся интегральной частью
контрольной системы;
относительные показатели являются достаточно обобщенными, и их
взаимосвязь с первичными данными может использоваться для эффективной
координации;
контроль исполнения (например, квотирование сбыта) и контроль затрат
производятся с помощью относительных показателей;
относительные показатели могут играть важную роль при формировании и
обеспечении внешних и внутренних взаимоотношений руководства и
держателей акций;
относительные показатели могут использоваться как мерило эффективности
(например, при сравнении двух различных периодов и компаний).
Важнейшие финансовые коэффициенты и показатели
Некоторые из наиболее важных показателей и характеристик содержатся в
отчетном балансе. Сошлемся на такой пример (см. табл. 1).
Таблица 1
Компания «АиБ»
Отчетный баланс по состоянию на 31 декабря 1996г. (тыс. у.е)
Стоимость Амортизация Остаточная
стоимость
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
Земля 20 — 20
Сооружения 144 40 104
Оборудование 36 12 24
Всего: 200 52 148
ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ
Запасы 72
Дебетовая часть счетов 100
Касса 20
КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Всего
192
Торговые кредиторы
64
Всего:
128
Чистые вложенные активы
276
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЕТ:
- акционерного капитала
150
- резервов
76
- заемного капитала с 10% ставкой
50
ОБЩИЙ ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ
276
Счет прибылей и убытков и оборота по состоянию на 31 декабря 1996г.
(тыс. у.е.)
СБЫТ
400
Минус издержки сбыта
300
Валовая прибыль
100
Минус расходы
100
ПРИБЫЛЬ ОТ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
76
Налоги
28
Прибыль после налогооблажения
48
Примечание:
1.Запас в начале отчетного периода
88
2.Дивиденты по акциям
15
3.Рыночная стоимость акции номиналом 1у.е.
2.5 у.е.
Первичные относительные показатели. Среди них прежде всего следует
выделить возврат от вложенного капитала (окупаемость), который равен
прибыли после налогообложения, поделенной на разность между общей
стоимостью имущества и краткосрочными долговыми обязательствами и
умноженной на 100%. Если подставить в формулу данные табл. 1, получим
(48/276) х 100 = 17.4%
Под вложенным капиталом понимается общая стоимость имущества (по
рыночной цене) минус краткосрочные долговые обязательства. Существуют и
другие определения, но для всех них отправной точкой является
вышеизложенное. Отдача от вложенного капитала (ОВК) является важным
показателем эффективности менеджмента.
Норма прибыли характеризуется соотношением между чистой прибылью и
объемом продаж. Этот показатель оценивает приемлемость продажных цен и
эффективность производства. Он равен прибыли после налогообложения,
разделенной на объем сбыта, умноженный на 100%, то есть
(48/400) х 100 = 12.0%
Оборот капитала. Этот показатель характеризует соотношение между объемом
сбыта и вложенным капиталом, то есть оценивает степень, до которой
чистые вложенные активы генерируют сбыт. Отметим, что этот показатель
выражается как коэффициент, а не как процент. Если объем сбыта равен