Финансовое планирование и прогнозирование в корпоративных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом;
- усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
- неопределенность внешней (рыночной) среды;
- возможность слияния или поглощения другой фирмой;
- возможность монопольного установления цены реализации продукции;
- контрактные отношения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы………………………………………………………...5
1.1 Сущность и значение финансового планирования в корпорациях………5
1.2 Методы финансового планирования……………………………………...16
2. Анализ организации и результативность финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………….21
2.1 Организационная характеристика ОАО «Нефтеавтоматика»…………..21
2.2 Система финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..24
2.3Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..35
3. Совершенствование финансового планирования на предприятии………..43
Выводы и предложения........................................................................................47
Список использованных источников…………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по КФ и КК.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

Постатейные бюджеты. Они предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. То есть если тому или иному отделу запланировано потратить не более 5 тысяч рублей на рекламу, то больше ему не дадут, даже если подразделение сэкономило на командировках 15 тысяч рублей. В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена. В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.

Бюджеты с временным периодом. Термин «бюджет с временным периодом» означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, так как позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.

К недостаткам данного метода бюджетирования эксперты относят неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить различными способами остаток средств, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

Гибкие и статичные бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж. Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая количество охраны и гонорары артистов поставлены в зависимость от числа проданных билетов. Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем. Бюджет с нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основной из которых — опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.

Формирование бюджета необходимо осуществлять по схеме, предусматривающей взаимодействие "верхов" и "низов". Данная схема наиболее совершенна, поскольку планирование "снизу" и составление бюджета "сверху" – единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимосвязь и координация наиболее важных для предприятия показателей. Разработка бюджета представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, реализация которых происходит в следующем порядке: моделирование и выбор оптимального варианта действий для предприятия, а затем контроль отклонений и регулирование. После завершения периода анализируются отклонения и выявляются причины для корректировки будущих планов. Основными этапами формирования бюджета являются фазы:

-  постановки проблемы и сбора исходной информации для разработки проекта бюджета;

-  анализа собранной информации, обобщения и формирования проекта бюджета;

-  оценки проекта бюджета;

-  утверждения бюджета;

-  регулирования;

-  контроля;

-  реализации бюджета.

Контроллинг – продолжение планирования, он сопровождает реализацию планов. Контроллинг в экономическом смысле – это управление и наблюдение, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможно без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению.

В процессе управления фиксируются фактические показатели, которые сравниваются с плановыми. Там, где существует различие между ними, необходимо определить, почему оно появилось, нужно ли предпринять какие-то шаги для корректировки ситуации или необходимо пересматривать бюджет. Существуют такие значительные различия, изменить которые невозможно. Примером может служить изменение ставок налогов. В таких обстоятельствах необходима корректировка бюджета и повторное рассмотрение целей предприятия.

Оценка выполнения бюджета предполагает сравнение фактических результатов с бюджетными, а не с данными прошлых периодов, в которых могут быть скрыты недостатки.

Сформированный с учетом разработанной технологии бюджет не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:

-  выявлять и контролировать финансовые потоки предприятия;

-  эффективно управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;

-  оптимизировать налогообложение;

-  управлять документооборотом внутри предприятия;

-  осуществлять контроль эффективной работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.

По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов.

Таким образом, методика формирования бюджета – эффективный инструмент планирования гибкого развития предприятия. Она представляет собой систему методологических указаний по определению основных экономических показателей развития предприятия, их нормативов и форм для их расчета и может быть рекомендована для использования на любом промышленном предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Нефтеавтоматика»

Для анализа финансового положения предприятия целесообразно рассчитать показатели оценки ликвидности и платежеспособности.

Коэффициенты платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми средствами.

Для анализа ликвидности необходимо рассмотреть следующие коэффициенты:

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств.

К т.л.   (6)

К т.л. =  = 0,86 на 2003 г. (7)

К т.л. =  = 0,77 на 2004 г. (8)

К т.л. =  = 0,79 на 2005 г. (9)

Нормальный уровень данного коэффициента считается равным 2. Невыполнение установленного норматива говорит об угрозе финансовой нестабильности ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения кредиторов.

Коэффициент критической ликвидности по смысловому значению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – запасы:

 

К к.л. =  (10)

К к.л. = = 0,32 на 2003 г. (11)

К к.л. =  = 0,17 на 2004 г. (12)

К к.л. =  = 0,17 на 2005 г. (13)

Коэффициент критической ликвидности отражает прогнозируемые платежные способности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Теоретически оправданное значение этого коэффициента ≈ 0,8. На БОЗ «НА» этот показатель значительно меньше норматива.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности: 0,2 – 0,5.

К а.л. =  (14)

К а.л. =  = 0,004 на 2003 г. (15)

К а.л. =  = 0,002 на 2004 г. (16)

К а.л. =  = 0,003 на 2005 г. (17)

На основе всех этих коэффициентов можно сделать вывод, что предприятие не может погасить краткосрочную задолженность за счет оборотных активов, предприятие является не платежеспособным.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.

Величина собственных оборотных средств предприятия (СОС):

СОС = стр.(490 - 190) (18)

СОС = 18245 – 24519 = -6274 на 2003 г. (19)

СОС = 17300 – 25368 = -8068 на 2004 г. (20)

СОС = 16876 – 23996 = -7120 на 2005 г. (21)

Этот показатель характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия оборотных активов предприятия. По БОЗ «НА» это показатель является отрицательным, это говорит о том, что оборотные активы предприятия собственным капиталом не покрываются, а финансируются за счет кредиторов.

Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов:

Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Оптимальное его значение – 0,5.

Ка. =  (22)

Ка. =  = 0,23 на 2003 г. (23)

Ка. =  = 0,25 на 2004 г. (24)

Ка. =  = 0,27 на 2005 г. (25)

По данным приведенного баланса коэффициент автономии в 2003 году составил 0,23, в 2004 – 0,25, в 2005 – 0,27. Таким образом, менее 50 % активов предприятия сформированы за счет собственного капитала. Следовательно, предприятие не обладает достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой финансовой политики.

Коэффициент финансовой зависимости:

Кф.з. =  (26)

Кф.з. =  = 3 на 2003 г. (27)

Кф.з. =  = 2 на 2004 г. (28)

Кф.з. =  = 2 на 2005 г. (29)

Коэффициент финансовой зависимости показывает, что на один рубль собственного капитала предприятие привлекало от 3 до 2 рублей заемного капитала, то есть в основном в финансировании предприятия участвуют кредиторы. Зависимость предприятия от внешних источников велика.

Коэффициент маневренности:

Км. =  (30)

Км. =  = - 0,38 на 2003 г. (31)

Км. =  = - 0,49 на 2004 г. (32)

Км. =  = -0,45 на 2005 г. (33)

Рассмотрев коэффициент маневренности собственного капитала можно сделать вывод , что предприятие не использует в финансировании текущей деятельности собственный капитал т.к. является филиалом.

Об эффективности использования предприятием своих средств судят по различным показателям деловой активности:

Коэффициент оборачиваемости активов:

Ко.а. =  (34)

Ко.а. =  = 0,03 на 2003 г. (35)

Ко.а. =  = 0,07 на 2004 г. (36)

Ко.а. =  = 0,17 на 2005 г. (37)

Данный коэффициент измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли. Он означает, что на данном предприятии каждый рубль активов оборачивается менее одного раза в году.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

Ко.д.з. =  (38)

Ко.д.з. =  = 1,24 на 2003 г. (39)

Ко.д.з. =  = 0,59 на 2004 г. (40)

Ко.д.з. =  = 1,40 на 2005 г. (41)

Коэффициент показывает, сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность. То, что дебиторская задолженность уменьшилась в 2004 году – является для предприятия неблагоприятным показателем.

Фондоотдача:

 

Ф. =  (42)

Ф. =  = 2,86 на 2003 г. (43)

Ф. =  = 0,50 на 2004 г. (44)

Ф. =  = 0,74 на 2005 г. (45)

Показатель указывает на то, сколько выручки получено на рубль основных фондов.

Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать прибыль судят по показателям рентабельности:

Рентабельность собственного капитала:

Рс.к. =  (46)

Рс.к. =  = -0,76 на 2003 г. (47)

Рс.к. =  = -0,76 на 2004 г. (48)

Рс.к. =  = -0,97 на 2005 г. (49)

Данный коэффициент показывает, какова эффективность использования акционерного капитала, отражает окупаемость капитальных вложений акционеров.

Рентабельность текущих затрат:

Рт.з. =  (50)

Рт.з. =  = -0,31 на 2003 г. (51)

Рт.з. =  = -0,77 на 2004 г. (52)

Рт.з. =  = -0,60 на 2005 г. (53)

Коэффициент показывает, какова эффективность затрат, осуществленных на производство продукции. Динамика показателя свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью продукции.

Рентабельность реализации:

Рр. =  (54)

Рр. =  = -0,46 на 2003 г. (55)

Рр. =  = -3,36 на 2004 г. (56)

Рр. =  = -1,50 на 2005 г. (57)

Коэффициент показывает, какова прибыль от операционной деятельности.

Анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса предназначен для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период.

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.

Если в активе баланса отражаются средства предприятия, то в пассиве – источники их образования. Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены.

Таблица2

Наименование

Статей

2003 г

% к итогу

2004 г

% к итогу

2005 г

% к итогу

А.О.

2003 – 2004г.г.

А.О. 2004 –

2005г.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив

Внеоборотные

Активы

24519

0,31

25368

0,38

23996

0,39

849

-1372

Оборотные активы

54229

0,68

41260

0,61

37035

0,60

-12969

-4225

Запасы

32340

0,41

29630

0,44

27081

0,44

-2710

-2549

ДЗ

19206

0,24

8271

0,12

7677

0,12

-10935

-594

Денежные средства

63

8

110

0,001

113

0,001

47

3

Баланс

78748

100

66628

100

61031

100

-12120

-55597

Пассив

Капитал и резервы

18245

0,23

17300

0,25

16876

0,27

-945

-424

Краткоср. обязательства

60503

0,76

49320

0,74

44155

0,72

-11183

-5165

Баланс

78748

100

66628

100

61031

100

-12120

-55597

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование в корпоративных структурах