Финансовое планирование на предприятиях.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, самостоятельности предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направлена финансовое планирование и бюджетирование, то есть составление сметы затрат предприятия. Разработка финансового плана и бюджета – это отрасль финансового менеджмента. Как составная часть общего плана экономического развития, они должны согласовываться с целями и направлениями последней. В свою очередь, финансовое планирование оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

работа1.docx

— 81.62 Кб (Скачать файл)

CОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 

1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ  И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 

1.2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНА И БЮДЖЕТА,  ЕГО МЕТОДЫ И ВИДЫ 

1.3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ  ФИРМАХ 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ  НА ПРИМЕРЕ АО «БТА БАНК» 

2.1 МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ  БЮДЖЕТА АО «БТА БАНК» 

2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «БТА  БАНК» ЗА ПЕРИОД 2007-2010 ГГ. 

2.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  В АО «БТА БАНК» 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО  СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 

3.1 ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА КОРПОРАЦИЯХ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

3.2 ТЕНДЕНЦИИ И  ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ  НА УРОВНЕ КОРПОРАЦИИ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  

В условиях рыночной экономики, самостоятельности предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает объективная необходимость  определения тенденций развития финансового состояния и перспективных  финансовых возможностей. На решение  таких вопросов и направлена финансовое планирование и бюджетирование, то есть составление сметы затрат предприятия. Разработка финансового плана и бюджета – это отрасль финансового менеджмента. Как составная часть общего плана экономического развития, они должны согласовываться с целями и направлениями последней. В свою очередь, финансовое планирование оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия. Изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке влечет коррекцию как финансовой, так и общей стратегии развития предприятия. 

Теория финансового  планирования и бюджетирования, исследуя объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития в новых условиях. Финансовое планирование включает методы и практику формирования финансовых ресурсов, их прогнозирования, определения сметы затрат и обеспечения финансовой устойчивости предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Финансовое планирование и бюджетирование охватывает все формы финансовой деятельности предприятия: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты, инвестиционную политику [3]. 

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внутренних и внешних факторов, финансовое планирование обеспечивает соответствие финансово-экономических  возможностей предприятия условиям, которые сложились на рынке товаров  и финансовом рынке. Финансовое планирование и бюджетирование предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор самых эффективных способов их достижения. Цели финансового планирования и бюджетирования должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия. При разработке финансового плана или бюджета следует учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденции развития отечественных финансовых рынков возможности диверсификации деятельности предприятия. 

В процессе разработки финансового плана или бюджета  особое внимание уделяется производству конкурентоспособной продукции, полноте  выявлении денежных доходов, мобилизации  внутренних ресурсов, максимальному  снижению себестоимости продукции, формированию и делению прибыли, определению оптимальной потребности  в оборотных средствах, рациональному  использованию привлеченных средств, эффективному использованию капитала предприятия. 

Важное значение для формирования финансового плана или бюджета имеет учет факторов риска. Финансовый план разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового кризиса и других непредсказуемых обстоятельств. 

Основу перспективного финансового планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия  на рынке. Финансовое прогнозирование  заключается в изучении возможного финансового состояния предприятия  на перспективу. В отличие от планирования, прогнозирование предусматривает  разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование  которых в соответствии с тенденциями  изменения ситуации на рынке дает возможность определить один из вариантов  развития финансового состояния  предприятия. 

Основой финансового  прогнозирования является обобщение  и анализ имеющейся информации со следующим моделированием и учетом факторов возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования  должны быть достаточно динамическими для того, чтобы своевременно учесть эти изменения [4]. 

Таким образом, финансовое планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства, является основной формой реализации главных  целей предприятия.  

Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений: финансовое планирование и бюджетирование составляет основу для дальнейшей деятельности предприятия на различных этапах ее деятельности и производства.  

Цель данной работы заключается в следующем - отразить процесс планирования и бюджетирования деятельности корпорации на примере коммерческого банка – АО «БТА Банк».  

В соответствии с  поставленной целью необходимо решить ряд задач:  

1) изучить теоретические  аспекты финансового планирования  и бюджетирования, зарождение данных понятий и сущность;  

2) рассмотреть модели  финансового планирования и бюджетирования на примере зарубежных стран;  

3) исследовать систему  составления финансовых планов  и бюджетов, проанализировать деятельность  компаний в области финансового  планирования и бюджетирования на примере АО «БТА Банк»;  

4) рассмотреть проблемы  разработки финансового плана  и бюджета корпораций в РК  и предложить мероприятия по  развитию системы разработки  финансовых прогнозов. 

Предметом исследования является финансовое планирование и  бюджетирование. 

  
 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 

1.1 Необходимость  и содержание финансового планирования  и бюджетирования 

В условиях перехода от административной к рыночной экономике  процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической  ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым  условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии  ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям  и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность [1].  

После отказа от старой системы планирования многие отечественные  предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную  систему, но нехватка квалифицированных  специалистов данного направления  делала задачу невыполнимой. Слепо  перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современное  планирование должно сочетать положительный  опыт предыдущей системы хозяйствования и новое, что диктуется изменившимися  условиями и позитивным зарубежным опытом.  

Современный бизнес в нашей стране очень динамичен  и достаточно суров. Усиление конкуренции  приводит к снижению предпринимательской  маржи. С другой стороны, сам бизнес становится все более стабильным. Уже нельзя принимать решения, основываясь  только на интуиции и личном представлении  о положении дел. 

За последнее десятилетие  производственная деятельность большинства  промышленных предприятий, в первую очередь предприятий машиностроения, претерпела кардинальные изменения. От массового, мало номенклатурного производства предприятия были вынуждены перейти  к мелкосерийному, единичному производству. Номенклатура выпускаемой продукции, на некоторых предприятиях, увеличилась  на порядок. Резко сократился жизненный  цикл модельного ряда.  

Соответственно, организация  производства перестала соответствовать  текущим реалиям (рис. 1). Машиностроительные предприятия, как правило, располагали  специализированным оборудованием, предназначенным  для производства большого количества одинаковых деталей. Рациональной при  этом была предметная специализация  цехов и участков, когда каждый участок специализировался на изготовлении определенных деталей, выполняя для  них все виды, например механообработки [5].  

В нынешних условиях объемы производства уменьшились, и  одновременно расширилась номенклатура продукции. Предприятиям теперь необходимо производить относительно небольшое  количество абсолютно разных деталей. Работа на специализированном оборудовании в этих условиях нецелесообразна, т.к. потребует значительно большего количества переналадок, вызовет увеличение норм расхода материалов и трудозатрат.  

В этом случае, как  правило, целесообразно использовать универсальное оборудование. Становится предпочтительней операционная специализация  участков, когда каждый участок выполняет  определенный вид работ: сверление, фрезерование, токарные работы и т.д. Это необходимо для более рационального  использования оборудования в условиях, когда производится большая номенклатура деталей, требующая одинаковых технологических  процессов.  
 
 
 

Рисунок 1. Изменения  в организации производства  

Содержание финансового  планирования как функции финансового  менеджмента крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения, то есть составления сметы затрат (бюджета) и спроса рынка. Помимо этого процесс  разработки плана на прямую зависит от организационно-правовой формы предприятия и от стадии производства (выход на рынок,  рост,  зрелость,  упадок) [6].  

Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей фирмы и каждого  подразделения в отдельности  на установленный период; определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач. Назначение планирования как функции  финансового менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в  фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.  

Потребность в планировании вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в  международном масштабе; специализации  и кооперирования производства в  рамках обширных хозяйственных комплексов промышленных фирм; наличия многочисленных структурных подразделений в  рамках фирмы; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать  новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует  и такой фактор, как стремление фирмы подчинить себе рынок, усилить  свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса. 

Если перспективное  планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для  этого ресурсы и этапы решения  поставленных задач, то разрабатываемые  на его основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий  и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие  планы дополняют, развивают и  корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной обстановки [7]. 

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях.