Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 14:06, дипломная работа
ОАО “Моготекс” – текстильная компания, ведущая свою историю с 1973 года. В его состав входят ткацкая, отделочная, швейная фабрики, трикотажное производство и участок для производства нетканых материалов. Современное оборудование, установленное на предприятии, позволяет выпускать разнообразный ассортимент продукции широко известной как в Беларуси, так и за пределами республики.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Экономическая характеристика ОАО «Моготекс» ………………………..4
2 Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс»
за 2003-2004г.г. …………………………………………………………………7
3 Определение резервов роста прибыли на примере ОАО «Моготекс» …...15
4 Охрана труда на предприятии ……………………………………………...19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемых источников …………………………………………...27
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли | 2315 |
| 3371 |
| +1056 |
8 | НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7) | 8 | 0,2 | 154 | 1,3 | +146 |
Как показывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб. следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года. Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П=∑[VРПобщУдi(Цi-Сi)].
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс» , млн. руб.
Показатель | Базовый период 2003г. | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период 2004г. |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) | ∑ (VPПi0-Цi0) = 2097,5•58,5= =122701 | ∑ (VPПi1-Цi0) = 2500•58,5 =146250 | ∑ (VPПi1-Цi1) = 2500•61,05 =152636 |
Полная себестоимость реализованной продукции(3) | ∑ (VPПi0-Сi0) = 2097,5•56,5= =119307 | ∑ (VPПi1-Сi0) = 2500•57,55=143875 | ∑ (VPПi1-Сi1) = 2500•57,55=143863 |
Прибыль (П) | 3394 | 2375 | 8773 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi1) - ∑ (VPПi1-Сi0) =
= 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 4.
Таблица 4 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс. руб. | |||
| Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себестоимость |
|
|
По | to | to | to | to | Во — З0 | 3394 |
Пусл1 | t1 | to | to | to | По • Iрп | 4072,8 |
Пусл2 | t1 | t1 | to | to | Вусл - Зусл | 2375 |
Пусл3 | t1 | t1 | t1 | to | В1 - Зусл | 8761 |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 | 8773 |
По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
∆ПVрп = Пусл1 - По
∆ПVрп = 4072,8 – 3394 = +678,8 млн. руб.;
структуры товарной продукции
∆Пстр = Пусл2- Пусл1
∆Пстр = 2375- 4072,8 = -1697,8 млн. руб.;
отпускных цен
Итого +5379 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Снижение суммы прибыли на 1697,8 млн. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 млн. руб.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной.и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2
∆ПЦ = 8761- 2375 = +6386 млн. руб.;
себестоимости реализованной продукции
∆ПС = П1 - Пусл3.
∆ПС = 8773- 8761= +12 млн. руб.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Rз = f (VPПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VPПобщ, Удi, Сi)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 3 и 4:
R0 = П0 (VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (VPПобщ0, Уд0, С0) (11)
R0 = 3394 / 119307 • 100 = 2,8%;
Rусл1= Пусл1(VPПобщ1,Уд0,Ц0,С0)/Зусл1
Rусл1 = (3394•1,2 / 143875•1,2) • 100 = 2,4%
Rусл2= Пусл2(VPПобщ1,Уд1,Ц0,С0)/Зусл2
Rусл2=2375 / 143875 • 100 = 1,7%
Rусл3= Пусл3(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С0)/Зусл2
Rусл3 = 8761/ 143875• 100 = 6,1%
R1= П1(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С1)/З1(VPПоб
R1= 8773 / 143863• 100 = 6,1%
∆Rобщ = R1 – R2 = 6.1 – 2,8 = +3,3%
Информация о работе Финансовое состояние на примере ОАО "Моготекс"