Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:55, реферат
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.
Введение
1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
2. Сущность государственного кредита
3. Функции государственного кредита
4. Состав государственного долга
5. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Финансово-правовое
2. Сущность государственного кредита
3. Функции государственного кредита
4. Состав государственного долга
5. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность работы. Государственный
кредит и его регулирование - одна
из наиболее актуальных и сложных
проблем для современной
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Однако, если в экономической- науке «заемно-кредитные» отношения государства являлись и являются предметом глубокого изучения, то в юридической науке данной тематике как в прошлом, так и в настоящем уделяется недостаточное внимание.
В современный период, когда
у Российской Федерации сохраняется»
значительный по объему государственный
долг не вызывает сомнений, что он нуждается
в организации, упорядочении, регулировании
со стороны государства в целях
поддержания его объема на безопасном
для государства уровне, обеспечения
исполнения обязательств в полном объеме,
а также оптимизации стоимости
обслуживания государственного долга.
Необходимо отметить, что сложившаяся
организационно-функциональная структура
управленческого цикла в
Среди современных ученых в области финансового права вопросы государственного кредита исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, А.Д. Селюков, Н.И. Химичева, СО. Шохин и другие.
1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
Финансово-правовое регулирование
государственного кредита характеризуется
усилением его взаимосвязи с
другими институтами и
Правовое регулирование
государственных внешних ценных
бумаг, выпускаемых Российской Федерацией,
во многом связано с нормами
Кроме того, в связи с
тем, что в настоящее время
происходит процесс активного вовлечения
еврооблигаций в
Привлечение заемных средств в форме ценных бумаг способствует проведению денежно-кредитной политики, которая в соответствии с законодательством осуществляется Центральным Банком Российской Федерации путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом -- РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование подобного рода сделок в настоящее время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных актов Банка России. В то же время в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне необходимо закрепить общие принципы и механизмы их совершения.
В целях компенсации понесенных
расходов федерального бюджета по исполнению
обязательства получателя государственной
гарантии в Бюджетном кодексе
Российской Федерации необходимо закрепить
норму, обязывающую гаранта (Российскую
Федерацию) предъявлять регрессные
требования к получателю гарантии по
возмещению уплаченных сумм. Отсутствие
предлагаемой нормы приводит тому,
что предоставляемая* государственная
гарантия фактически является формой
финансирования, целей, которые не запланированы
в расходной части
В рамках государственного кредитования как отдельного института произошло оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской. Федерации, основными критериями, разграничения которых являются субъект - заемщик бюджетных средств и валюта кредита.
В виду отсутствия в современный период легального определения понятия «управление госдолгом» на законодательном уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.
В связи с активным вовлечением в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые» способы управления, а также определить цели и условия их применения.
В целях совершенствования
системы управления долгом в части
учета и регистрации
2. Сущность государственного кредита
С начала проведения в России
экономических реформ отмечается бурное
развитие финансово-правового института
государственного кредита. Государственный
кредит является неотъемлемой частью
большинства финансовых систем государств
мира. Несмотря на то, что государственный
долг по настоящее время является
одной из наиболее спорных проблем
в экономике, мировая практика показывает,
что все современные
В мире нет ни одного государства,
которое в те или иные периоды
не сталкивалось бы с проблемой растущей
задолженности5. «Традиционно роль государственного
кредита всегда заключалась в
обеспечении своевременного финансирования
расходов государства при наличии
дефицита государственного бюджета. С
развитием рыночной экономики в
целях регулярного
Современная кредитная система
- это совокупность различных кредитно-финансовых
институтов, действующих на рынке
ссудных капиталов и
Государственный кредит является
одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем
достижения баланса бюджетных доходов
и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся,
например, конкретного порядка заключения
договоров государственного займа
регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не
влияет на обоснованность вывода о
том, что сам государственный
кредит является самостоятельным финансово-
В условиях развитых товарно-денежных
отношений государство может
привлекать к покрытию своих расходов
не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе,
свободные финансовые ресурсы хозяйственных
структур и средства населения. Уникальный
способ их получения выступает
Принимая во внимание сложившиеся
в России экономические условия,
хочется отметить, что государственный
кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния
в этой отрасли кредитно-финансовой
системы страны зависят важнейшие
показатели государственного бюджета,
темпы роста экономической
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
3. Функции государственного кредита
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:
наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
аккумуляции свободных денежных
средств населения, предприятий
и организаций на принципах возвратности
срочности и платности (в исключительных
случаях допускается
возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.
Основная, особенность государственного
кредита заключается в
Информация о работе Финансово-правовое регулирование государственного кредита