Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:55, реферат
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.
Введение
1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
2. Сущность государственного кредита
3. Функции государственного кредита
4. Состав государственного долга
5. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования.
Управление размещением
государственного долга характеризуется
как ключевой активный элемент в
системе управления долгом. Можно
выделить 3 способа возможного использования
привлекаемых ресурсов:
- финансовое размещение, когда из внешнего
источника осуществляется финансирование
инвестиционных проектов и развития экономики.
Данный способ является наиболее прогрессивным
видом использования внешнего долга. При
этом крайне важен отбор конкурентных
высокоэффективных инвестиционных проектов,
которые обеспечили бы возврат полученных
ресурсов;
- бюджетное использование,
при котором привлеченные
- смешанное бюджетно-финансовое
размещение, когда заимствования
используются как на
Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.
Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.
Основным методом
Термин " реструктуризация " означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течении нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет. До сих пор РФ использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого долга СССР как его правопреемница. По обязательствам, принятым до 1.01.91, были согласованы новые сроки возврата. Общая ответственность РФ перед кредиторами вытекает из "Заявления об ответственности по долгам бывшего СССР", подписанного 2.04.93. Оно означало единоличное принятие на себя всех долгов СССР после того, как прежде был согласован иной порядок ответственности - с участием других бывших союзных республик. Этот порядок весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна отвечает перед кредиторами по всему огромному долгу СССР15.
С помощью реструктуризации
необходимо добиться сокращения валютных
трансфертных платежей, согласовав с
западными кредиторами
1. со стороны кредиторов
желателен отказ от части
2. по мере необходимости
следует включить в переговоры
о реструктуризации долгов
Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно.
Реструктуризация долга может быть систематизирована как по институциональному, так и по техническому принципу.
В институциональном плане
различают соглашения с Парижским
и Лондонским клубами. В Парижском
клубе предметом соглашения являются
государственные кредиты или
кредиты, предоставленные под
Если обычно периоды консолидации
составляли от 1 до 1,5 лет, то в последнее
время в отдельных случаях
достигаются соглашения MYRA, предусматривающие
многолетние периоды
Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР- Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1 млрд. долл.).
В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.
Началом третьего этапа можно
считать апрель 1996 г., когда договоренности
с Парижским клубом были дополнены
всесторонним соглашением, по которому
Россия должна в общей сложности
(включая предварительные
Наконец, началом заключительного
этапа реструктуризации советских
долгов можно считать конец 1996 г.,
когда ведущие рейтинговые
Достигнуты договоренности
об урегулировании задолженности СССР
странам бывшего СЭВ, Южной Кореи,
ОАЭ и некоторым другим государствам.
Здесь основным инструментом урегулирования
выступает метод погашения
В техническом плане различается реструктуризация, включающая списание долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации как с Парижским, так и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны, которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по кредитам на основе соглашений о реструктуризации. Кроме того, за счет отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть привлечены новые договоры.
Однако обе эти возможности предполагают готовность кредиторов согласиться на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах такого крупного должника, как Россия, может повлечь за собой крах всей финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок со стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые стабилизационные программы.
Конверсия
Существуют и другие опробированные в мировой практике механизмы, позволяющие уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции.
Под конверсией принято понимать
все механизмы, обеспечивающие замещение
внешнего долга другими видами обязательств,
менее обременительных для
Преимущество крупномасштабных
конверсионных операций в том, что
наряду с облегчением долгового
бремени они могут
- "долг на наличность":
выкуп долга с дисконтом по
негарантированной
- "долг на экспорт":
данная схема является более
привлекательной, однако здесь
важен качественный состав
- "долг на налоги":
необходимой предпосылкой для
конверсии долга в налоги
- "долг в облигационные
обязательства": этот вариант
особенно важен, поскольку по
договору с Лондонским клубом
и другими организациями
Информация о работе Финансово-правовое регулирование государственного кредита