Финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Введение Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Содержание

Введение2
Финансовые отношения и структура финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовых отношений. 4
1.2 Структура финансовой системы. 5
1.3 Функции финансов7
Государственный бюджет как центральное звено государственных органов
2.1 Сущность государственного бюджета. 13
2.2 Функции государственного бюджета. 15
2.3 Структура бюджета. 17
Особенности госбюджета в современной России
3.1 Бюджетная политика в 2011-2013 гг. 19
3.2 Государственный долг. 20
Заключение23
Список использованной литературы:24

Вложенные файлы: 1 файл

макроэКономика печать.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Благодаря контрольной функции финансов, общество  знает о том,  как  складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов  хозяйствования, экономно  и  эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдении законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения

 финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники  финансовой  системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и  расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная  функции – это две стороны  одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная  функция,  объективно  присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения  финансовых  обязательств.

К числу дискуссионных  относится  вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную.  Хотя  в  литературе  можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух  функций,  присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса  о  функциях  финансов  вопросом об их  роли  в общественном   воспроизводстве,  так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные  пропорции,   обеспечиваться условия  для  проведения  режима      экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по  мнению  некоторых экономистов,  финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение  стабилизации  рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому   росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов. Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

  1. Государственный бюджет как центральное звено государственных органов

2.1 Сущность государственного бюджета.

Общее понятие государственного бюджета приведено понятие государственного в  ст.  6  Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет – это форма  образования  и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач  и функций государства и местного самоуправления».

Однако в  Бюджетном  кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь  одну  его  сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств…»

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств и государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой  (законодательный) аспект. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной  финансовый  план  образования, распределения   и   использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый       соответствующим        законодательным (представительным) органом государственной власти.  Такой финансовый  план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного   бюджета)   закрепляет   юридические   права   и обязанности участников бюджетных отношений.

Государственный бюджет  служит  основным  инструментом  государства  в централизации   и   перераспределении   валового    общественного    дохода.

Государственный бюджет страны - основная форма  планирования  образования  и использования централизованного  фонда денежных средств  в  целях  расширения производства,    удовлетворения    потребностей    народа    и    укрепления обороноспособности государств

         Будучи  финансовым  планом,  государственный   бюджет   характеризуется следующими  чертами:

  • Составление  и  использование  бюджета  носит  ярко  выраженный   балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним  из  важных  методов установления  пропорций  в  народном  хозяйстве.  Балансовый  метод  бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов  и размером расходов. Анализ складывающегося  баланса  бюджета (по  доходам  и расходам) позволяет делать вывод о  необходимости  изменения  тех  или  иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех  или иных расходов.
  • Формирование  и  использование  государственного   бюджета   базируется   на сочетании централизованных  начал  с  инициативой  местных  органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации  принципа развития демократического общества.
  • С помощью государственного бюджета происходит    перераспределение национального  дохода  между  отраслями  народного   хозяйства,   субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  • Отличительной  чертой  государственного  бюджета   является   его   народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со  всеми  отраслями  народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета  доходами, так  и  по  линии  финансирования  их.  Выполнение  этих  функций   бюджетом сочетается с  его  активным  воздействием  на  процесс  производства,  роста накоплений.

 

2.2 Функции государственного бюджета.

Государственному бюджету, как  и всей системе финансов, присуще  две функции – распределительная  и контрольная.

С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует  в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.)

Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим.

Контрольная функция государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условия становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета позволяет  через формирование и использование  фонда денежных средств государства  «сигнализировать» о том, как  поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  значений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию  денежных средств для централизованного  фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности  расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там  тенденции. Поступление средств  в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в  сферах производства и обращения. Это  позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью  бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями  государственного бюджета, как основного  финансового плана государства  являются: 1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет на государственное  регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием централизованного фонда денежных средств.

 

    1. Структура бюджета.

 Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы  той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации

 Структура бюджета  по доходам выглядит следующим  образом:

  • налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.
  • доходы от государственной собственности, государственных предприятий;
  • поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • прочие доходы.

Основные направления  расходов государственного бюджета: расходы  на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти  цели; расходы на поддержание конъюнктуры  и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, полиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер.

Информация о работе Финансовые отношения