Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение причин возможной финансовой несостоятельности, банкротства предприятия в условиях кризиса 2008 года и мер по предотвращению банкротства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность понятия «финансовой несостоятельности» как экономической и юридической категорий;
- рассмотрены виды и стадии банкротства
- классифицированы факторы, оказывающие влияние на кризисное состояние организации
- изучены меры по восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости и долгосрочного финансового равновесия.
Введение….………………………………………………………………………
1.Финансовая несостоятельность предприятия……………………………………
1.1. Понятие несостоятельности…………………………………………………..
1.2. Виды несостоятельности и банкротства……………………………………
1.3. Процедуры банкротства…………………………………………………………..
2. Причины банкротства предприятия………………………………………………
2.1. Классификация факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние
Предприятия……………………………………………………………………………..
2.2. Общие причины неплатежеспособности предприятия………………………….
2.3. Причины банкротства предприятия в условиях кризиса……………………….
3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия………….
3.1. Профилактика банкротства предприятия………………………………………….
3.2. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия………..
3.3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия……………………………
2)долгосрочный кредит
вложен в строительство
3)вложение долгосрочного
и краткосрочного кредитов в
рисковые инвестиционные
4)краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов – в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетов объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой снижение платежеспособности организации.
2. Неэффективная маркетинговая политика:
1) неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете это приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;
2) недостаточное изучение
и нахождение новых рынков
сбыта и рынков поставщиков, что
приводит к приобретению
3. Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:
1) увеличение сроков и
задержка оплаты потребителями
поставляемой продукции. Результат
- образование большого объема
дебиторской задолженности, увеличение
длительности оборота
2) нарушение равновесия
между выпуском продукции. Ее
реализацией и предоставлением
товарного кредита
4. Увеличение издержек
производства из-за применения
устаревшей технологии, отсутствие
ресурсосберегающей технологии, что
влияет на
5. Неумелое руководство деятельностью организации:
1) неэффективная, негибкая,
громоздкая организационная
2) отсутствие текущих
и перспективных планов работы
организации (производственных, финансовых),
низкая управленческая
3) низкая квалификация руководящих кадров. Способствующих нерационально, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации.
4) хищение и воровство
в различных формах и явлениях,
на различных уровнях
Перечисленные причины, вызывающие несостоятельность отечественных предприятий, следует учитывать при разработке мер антикризисного управления предприятием.
2.3. Причины банкротства предприятия в условиях кризиса
Мировая экономика сейчас вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального кризиса американская финансовая система. Причиной послужили инновации в области ипотечного кредитования. Низкие процентные ставки сделали кредиты привлекательными для широких слоев населения. Огромное количество кредитов, выданных американскими банками, напоминало настоящий “пузырь”, который в один прекрасный день лопнул. Вследствие этого начался кризис строительства, ведь банки перестали кредитовать строительство домов, а вслед за неразберихой в стройиндустрии появились проблемы с безработицей.
Кроме этого, отмечается заметное снижение темпов роста экономики и производства во многих развитых странах, в том числе в Китае и Индии, население которых составляет треть земного шара. Этот спад сказался на стоимости нефти. Спрос на нее упал, а вместе с ней и цена за баррель. По цепной реакции кризис подтолкнул к росту и инфляцию. Сейчас в США, Европе и Китае она достигла рекордного максимума.
Главная опасность, которая перед нами стоит: серьезный экономический кризис может перерасти в социальный. Мы находимся еще не в середине, но и не в конце этого пути. Поэтому возможны разные сценарии его развития. Пока же имеет место серьезный фактор недоверия: недоверие бизнеса к власти, бизнеса к банкам и бизнеса к бизнесу.
На сегодняшний день можно выделить несколько причин банкротства предприятий. Первое - резкое увеличение процентных банковских ставок. Второе - сокращение сроков кредитов. Третье - пересмотр условий кредитования. Четвертое - пересмотр объемов залога, который предоставляется в обеспечение кредитов. Речь идет уже о том, что процентные ставки по банковским кредитам зашкаливают за 20-30%. А такие кредиты не выдерживает даже потребительский рынок.
Из-за приостановки кредитования
и ужесточения его условий в сложное положение
попадают все заемщики, которыми является
абсолютное большинство предприятий,
да и банков тоже. Дело в том, что значительная
часть оборотных средств, а также средств,
направляемых на развитие и модернизацию
производства, предприятия берут взаймы.
В результате резко осложнится как реализация
инвестиционных программ, так и оперативная
деятельность предприятий (из-за нехватки
оборотных средств). Последствия этого
могут широко варьировать от сокращения
темпов экономического роста (благоприятный
сценарий) до каскадов банкротств по "принципу
домино" и дефолтов.
Наряду с тем, что
сложилось недоверие банков к бизнесу,
бизнес в свою очередь не доверяет друг
другу. Ведь известно, что даже торговля,
я не говорю о производственной сфере,
жила на кредитах. Есть такое понятие,
как отсрочка платежа: магазины получали
товары от поставщиков на условиях того,
что рассчитаются за поставку не сразу,
а спустя 30-60, а то и вовсе 90 дней. В сегодняшней
ситуации поставщики боятся на такой длительный
срок отгружать свои товары, свою продукцию
в долг. Им неизвестно и непонятно, что
будет с инфляцией, с валютным курсом.
Поэтому производители и поставщики просят
оплату сразу же, в крайнем случае, предоплату.
А у магазинов нет такого объема оборотных
средств, они обращаются за кредитами
в банк, где довольно-таки большие проценты.
Бизнес попадает в замкнутый круг, который
к тому же обрастает огромным количеством
разных рисков.
Пятое - нынешний кризис ударил по главному — по способности к развитию. Кто-то пытался брать для этого кредиты, кто-то привлекал деньги через облигационные займы
это когда выпускаются облигации с гарантией, что через какое-то время можно выплатить по ним проценты или выкупить по оговоренной цене. Но в последние несколько месяцев на казахстанском рынке произошло уже около десятка дефолтов по облигационным займам — компании, которые таким образом занимали деньги, не смогли вовремя расплатиться с кредиторами. Если такие случаи продолжатся (а эксперты в этом не сомневаются), это напрямую повлияет на развитие экономики. Чаще всего крупные компании привлекают заемные деньги на реализацию крупных проектов. Чувствуя, что в условиях кризиса они не смогут их реализовать, они от них откажутся. Очевидно, что это скажется на росте ВВП страны.
Шестое – отток инвестиций. В условиях кризиса предприятия побоятся вкладывать деньги в новые проекты и технологии. Сейчас рассматриваются вопросы по сокращению инвестиционной деятельности, то есть по ограничиванию объемов вложений в инфраструктуру, строительство, капитальные ремонты. Проводится анализ по инвестиционным проектам, чтобы понять, какие проекты пока вообще не начинать, а какие приостановить и оставить до лучших времен. Вся надежда на государство, которое может в рамках объявленной стратегии частно-государственного партнерства помочь с реализацией некоторых проектов. Впрочем, вопрос не в том, откуда государство возьмет деньги, а в том, насколько эффективно оно их будет расходовать.
Вывод: В этой главе были рассмотрены причины неплатежеспособности организации, и выяснено, что основными причинами является получение кредитов, неэффективная маркетинговая политика, неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита, неумелое руководство деятельностью организации, увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, отсутствие инвестиций.
Глава 3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия
3.1. Профилактика банкротства предприятия
К профилактическим мерам, предупреждающим наступление кризисного состояния предприятий, относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.
Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:
формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;
разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;
создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;
оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.
Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.
Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:
инновационное реформирование, т. е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;
умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, а во-вторых — эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов участникам;
факторинг — уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;
лизинг;
прекращение убыточных видов деятельности;
создание эффективной системы управления предприятием;
внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;
непрерывное обучение руководящего состава предприятия;
реструктуризация предприятия — это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; различают добровольную и принудительную реструктуризацию;
консолидация как период постреструктуризации — объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих предприятий; формирование комплексной информационной системы;
повышение конкурентоспособности продукции;
разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;
управление запасами при минимуме оборотных средств;
распространение передового опыта;
развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;
сокращение производственного цикла и цикла обращения;
электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местонахождения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.
Информация о работе Финансовые проблемы несостоятельных предприятий