Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и выработать предложения по их эффективному использованию.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировать финансовое состояние , определить проблемы финансирования и пути их решения.

Содержание

Глава 1.Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения.
1.1.Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.
1.2.источники финансовых ресурсов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие её работоспособность.
1.4.Финансовое планирование учреждений здравоохранения.
1.5.Современные механизмы оптимизации медицинской деятельности.
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.1.Характеристика МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.2.анализ исполнения сметы расходов МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» по общим показателям.
2.3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
2.4.Анализ финансовых результатов.
2,5.Направления более эффективного использования финансовых ресурсов.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы. Курсовая работа копия.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Повышение структурной  эффективности системы здравоохранения  должно включать в себя следующее:

-повышение эффективности медицинской помощи населению;

- развитие обязательного и добровольного медицинского страхования;

 -организация обеспечения населения и учреждений здравоохранения качественными лекарственными средствами;

- обеспечение медицинскими кадрами;

- совершенствование системы финансирования;

- реструктуризация системы здравоохранения;

- повышение эффективности закупки и использования медицинского оборудования;

- улучшение информированности населения и повышение эффективности взаимодействия учреждений здравоохранения»17.

 

Глава 2. Анализ финансирования учреждений здравоохранения учреждений здравоохранения на примере МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».

 

2.2.Характеристика  МУЗ « Городская поликлиника  г.Гаджиево ЗАТО Александровск».

 

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» (далее по тексту поликлиника)  создано в целях реализации права граждан на доступность амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи для всех слоёв населения. Учредителем муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» является Администрация муниципального образования «закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области, далее по тексту – Учредитель. Юридический адрес Учредителя: Мурманская область, город Гаджиево, улица Ленина, дом 100.

Поликлиника самостоятельно осуществляет свою медицинскую, финансово-экономическую, хозяйственную деятельность. Поликлиника  предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговому органу, Учредителю и иным организациям в соответствии с законодательством РФ. Поликлиника в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Мурманской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Мурманской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Мурманской области, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, иными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования ЗАТО Александровск, решениями учредителя, договором между Учредителем и поликлиникой и настоящим уставом.

Юридический и почтовый адрес  поликлиники: 184670, Мурманская область, город Гаджиево, улица Душенова, дом 90 б.

Поликлиника является юридическим  лицом, имеет печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием, смету, расчётный счёт в банках и лицевой счёт в органах Федерального казначейства. Поликлиника вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.

Деятельность поликлиники  направлена на реализацию основныз задач  здравоохранения:

- Выполнение муниципального  заказа по обеспечению населения  медицинской помощью в рамках  Территориальной программы государственных  гарантий.

- Обеспечение  первичной медико-санитарной и  квалифицированной медицинской  помощью прикреплённого населения,  в соответствии с медико-экономическими  стандартами.

- Оказание скорой и  неотложной помощи.

- Организация и проведение  предварительных и периодических осмотров поступающих в учебные заведения, на работу, работающего населения.

- Повышение качества медицинской  помощи, повышение качества вакцинопрофилактики  заболеваний.

- Снижение уровня  временной нетрудоспособности, раннее  выявление социально значимых  заболеваний.

- Развитие материально-технической  базы.

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не противоречащую основным целям и задачам учреждения.

В случае недостаточности  денежных средств у поликлиники  Учредитель несёт субсидиарную ответственность  по обязательствам поликлиники. Поликлиника  не несёт ответственности по обязательствам Учредителя. Отношения между Учредителем  и поликлиникой определяются договором, заключённым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поликлиника осуществляет медицинскую деятельность только с момента выдачи ему лицензии на медицинскую деятельность. Поликлиника в целях выполнения стоящих перед ней задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями. Поликлиника владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ней на праве оперативного управления имущества (зданием, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения) в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Российской Федерации и договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление, заключённого между поликлиникой и Управлением муниципального имущества и капитального строительства Администрации г.Гадживо ЗАТО Александровск.

Финансирование  поликлиники осуществляется на основании  бюджетной росписи, согласно сметы; средств полученных от ТФОМС и страховых компаний за оказание медицинских услуг застрахованным гражданам. Привлечение в поликлинику дополнительных средств не влечёт за собой снижения размеров его финансирования из бюджета.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов поликлиники является: собственные средства Учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закреплённое за поликлиникой Договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление; средства, полученные от оказания услуг населению, получаемые от страховых медицинских компаний, средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поликлиника вправе самостоятельно распоряжаться доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Решение об установлении цен на платные медицинские услуги поликлиники принимается Учредителем в порядке, определяемом ЗАТО Александровск. Цены на платные медицинские услуги, оказываемые поликлиникой, подлежат согласованию с Учредителем и утверждаются главным врачом поликлиники. Финансовые и материальные средства поликлиники, закреплённые за поликлиникой на праве оперативного управления или являющиеся его собственностью, используются им в порядке, установленном законодательством РФ.

Поликлиника выплачивает  заработную плату работникам не реже, чем каждые полмесяца в день и  на условиях, определённых «Положением об оплате труда работников Муниципального учреждения здравоохранения « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск»».

 

2.2. Анализ исполнения  сметы расходов поликлиники по  общим показателям.

 

При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они подразделяются, во-первых, на текущие и капитальные, а во-вторых, на зависящие и не зависящие от изменения показателей сети, штатов и контингента.

Состав и структура  расходов по целевому назначению отражают отраслевые особенности бюджетных  учреждений.

В процессе анализа структуры  расходов определяется удельный вес  каждой группы расходов в их общей сумме и производится сравнение с показателями сметы и предыдущего года. Необходимые для анализа данные представлены в таблице 118.

Для МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» характерно значительное снижение финансирования по главной статье доходов. По данным таблицы 1, общее финансирование с 2009 года, снизилось на 20708,0  тысяч рублей.

Из таблицы  видно, что выплаты по заработной плате снизились по отношению  к 2009 году на 14256 тыс.руб. Это связано  во - первых с изменением фактической численности работников по отношению к утверждённому штатному расписанию, во – вторых с увеличением по заработной плате из других источников, таких как доходы от предпринимательской деятельности, национальных проектов, за счёт средств ОМС. На 1355 тыс.руб. снизились прочие выплаты, это произошло в связи с тем, что не выделяются денежные средства на компенсацию расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.

Вместе с  тем увеличились затраты на услуги связи ( 24,0 тыс.руб.), на транспортные услуги ( 23,0 тыс.руб.), так как произошло увеличение тарифов. В связи с окончанием работ по капитальному ремонту второго этажа административного здания, общей площадью 673,3 кв.м. увеличились расходы на коммунальные услуги и услуги по содержанию имущества. Уменьшились расходы по статье «Прочие расходы», это связано с сокращением командировок, с отсутствием выделения денежных средств на подписку периодических и справочных изданий. В связи с тем, что в 2011-2012 годах, основные средства не приобретались, из-за отсутствия финансирования, соответственно налог на имущество не увеличивается. Небольшую долю в расходах учреждения занимают затраты на приобретение материальных запасов, причём их объём уменьшился к 2009 году на 5516 тыс.руб.

Уменьшение  расходов по бюджетной средствам  объясняется тем, что большая  расходов увеличилась по внебюджетной деятельности. Отметим, что за счёт бюджетных средств увеличились расходы на коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи, а материальные запасы уменьшились.

          Проведём анализ сметы расходов средств ОМС. По данным таблицы 219 видно, что динамика финансирования средствами ОМС в общем положительна, в 2012 году финансирование увеличилось на 19646,2 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом. Исходя из этого можно заметить следующие изменения в структуре расходов: значительно по сравнению со средним показателем увеличились расходы на оплату труда с начислениями, что говорит о сокращении кадров в исследуемом учреждении и неоднократном повышении окладов. Значительный рост  расходов наблюдается по статье «Увеличение стоимости материальных запасов», что вызвано во-первых, с окончанием ремонта второго этажа поликлиники, и как следствие, увеличение посещений пациентами врачей-специалистов, во-вторых, скачкообразным ростом цен на медикаменты и другие предметы снабжения.

          В связи с тем, что в поликлинику привлекались врачи-специалисты из других регионов, выросли расходы по статье «Прочие выплаты» - подъёмное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. На 13,1 тыс. руб выросли расходы по статье «Прочие услуги», так как за счёт средств ОМС были приобретены неименные путёвки для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение.

 

Финансово-экономическое  состояние учреждения здравоохранения  зависит также и от динамики движения внебюджетных средств, которые образуются в результате оказания платных медицинских услуг.

Развитие системы оказания платных медицинских услуг обусловило прирост выручки от данной деятельности на 14327,7 тыс. руб. в 2012 году по сравнению с 2009 годом. На мой взгляд, такое увеличение выручки связано в первую очередь с увеличением объема оказанных услуг. Значительная их часть относится на оказанные специалистами консультации, на стоматологические услуги и на другие услуги. В 2012 году по сравнению с 2009 годом на 5847,5 тыс.руб. увеличились расходы по статье «Увеличение стоимости основных средств», в связи с тем, что за счёт средств, полученных от предпринимательской деятельности было приобретено различное оборудование, так как отсутствует финансирование из бюджета. Также за счёт платных услуг произошло увеличение расходов на оплату труда и начисление на оплату труда. Это видно из таблицы 320.

 

2.3.Анализ эффективности  использования трудовых ресурсов.

 

Рациональное  использование персонала предприятия  – непременное условие, обеспечивающее успешное выполнение производственных планов. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокая эффективность труда имеют большое значение для повышения качества оказываемых услуг.

В частности  от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования медицинского оборудования и как результат, объем оказанных услуг, их себестоимость и ряд других экономических показателей.

Для анализа показателей эффективности использования трудовых ресурсов МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» за 2009– 2012 гг. составим таблицу 421.

За анализируемый  период число занятых должностей сократилось на 23,21%. Это произошло как за счет врачебных должностей, так и среднего медперсонала, а также младшего медперсонала. Причем число врачебных должностей сократилось на 37,1%, число среднего медперсонала сократилось на 23,7%, число младшего медперсонала сократилось на 43,2%, число прочего персонала остаётся практически неизменным. Фонд заработной платы штатного персонала снизился на 24,5%, прежде всего, за счет уменьшения стимулирующих выплат.

Информация о работе Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения