Независимый финансовый
контроль проводится специальными
организациями — аудиторскими фирмами
или индивидуальными аудиторами. Аудиторский
контроль (аудит) представляет собой независимую
проверку бухгалтерского учета и финансовой
отчетности предприятий, организаций
и индивидуальных предпринимателей. В
отличие от других видов финансового контроля
аудит является разновидностью предпринимательской
деятельности и проводится на основе
договора об оказании аудиторских услуг
между хозяйствующим субъектом и аудиторской
фирмой (аудитором). Аудиторский контроль
не заменяет государственный и внутрифирменный
контроль, поскольку его целью является
выражение мнения о достоверности проведенных
финансовых операций и соответствии
ведения бухгалтерского учета действующему
законода-
тельству. Кроме того, аудиторские
фирмы в соответствии с международными
аудиторскими стандартами и Федеральным
законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» могут оказывать широкий
комплекс услуг по консультированию, финансовому
анализу, разработке инвестиционных проектов,
обучению персонала и др.
Следует отметить новый для
России, но широко распространенный в
развитых странах вид аудита - аудит эффективности,
который, в отличие от финансового аудита,
проверяющего достоверность финансовой
отчетности и непротиворечивость законам
и установленным нормативным правовым
актам осуществленных финансовых операций,
ставит во главу угла результативность,
экономичность, продуктивность использования
государственных (и муниципальных) финансовых
и материальных ресурсов. Как свидетельствует мировой
опыт, аудит эффективности востребован
в тех странах, где бюджетная система ориентирована
не столько на освоение государственных
средств, сколько на достижение конкретного
результата, то есть в странах, широко
использующих в бюджетном планировании
бюджетирование, ориентированное на конечный
результат (программно-целевое бюджетирование).
Цели аудита эффективности:
1) выявление нарушений и проблем в деятельности
подконтрольных объектов; 2) анализ и оценка
эффективности деятельности органов исполнительной
власти по выполнению ими государственных
функций; 3) анализ и оценка эффективности
использования средств федерального и
регионального бюджетов и иных государственных
ресурсов; 4) разработка обоснованных рекомендаций
и предложений по оптимизации деятельности
органов исполнительной власти и повышению
эффективности использования государственных
ресурсов7.
Примерные вопросы, учитываемые
при составлении программы и требующие
ответа при проведении аудита эффективности:
1) соблюдает ли объект
контроля требования законодательства
о государственных закупках;
2) приобретает ли объект
контроля надлежащие ресурсы
в необходимом количестве, соответствующего
качества и по соответствующей
цене;
3) защищает и поддерживает
ли объект контроля должным
образом ресурсы;
4) избегает ли объект
контроля дублирования работы
среди своих работников, а также
работы, которая является ненужной;
5) использует ли объект
контроля оптимальное количество
ресурсов (персонал, оборудование и
сооружения) для своевременного
производства или доставки товаров
или услуг в надлежащем количестве
и надлежащего качества;
6) выполняет ли объект
контроля требования законодательства
и нормативных правовых актов, регулирующих
вопросы приобретения, защиты и использования
ресурсов.
В зависимости от сферы финансовой
деятельности выделяют такие виды финансового
контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный,
валютный, контроль в страховой сфере
(страховой), денежно-кредитный, контроль
за деятельностью внебюджетных фондов
и др.
Бюджетный контроль, являющийся
одним из важнейших видов финансового
контроля, обеспечивает проверку правильности
составления и исполнения доходов и расходов
бюджета в разрезе показателей, установленных
законом о бюджете на соответствующий
год; выявление отклонений в ходе исполнения
бюджета; выявление финансовых нарушений
в бюджетной сфере, контроль за правильностью
осуществления бюджетного учета. Налоговый
и таможенный контроль рассматриваются
либо как самостоятельные виды контроля,
либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль,
субъектом которого являются
финансовые отношения, складывающиеся
в различных сферах и звеньях финансовой
системы, могут осуществлять как органы
государственного, так и негосударственного
финансового контроля. Так, финансовый
контроль в страховой сфере осуществляют
специально созданные государственные
органы (например, Федеральная служба
страхового надзора РФ), а также аудиторские
организации. Финансовый контроль в системе
пенсионного обеспечения в РФ осуществляют:
Счетная палата РФ, Федеральная служба
по финансовым рынкам, Пенсионный фонд
РФ (в отношении страхователей и пенсионеров),
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора, Общественный совет по инвестированию
средств пенсионных накоплений, негосударственные
пенсионные фонды (по отношению к управляющим
компаниям), аудиторские фирмы, органы
внутреннего контроля.
По регламенту проведения можно
выделить обязательный и инициативный
финансовый контроль. Обязательный проводится:
а) в силу требований
законодательства, например контроль
со стороны представительных (законодательных)
органов власти за исполнением
бюджета по итогам за год;
б) по решению компетентных
государственных органов (например, проверки
и обследования налогоплательщиков по
вопросам налогообложения со стороны
налоговых органов, контроль, проводимый
на основе решений правоохранительных
органов).
Инициативный финансовый
контроль осуществляется по самостоятельному
решению хозяйствующих субъектов.
При проведении финансового
контроля используют определенные методы,
к которым традиционно относят обследование,
проверку, ревизию, надзор, мониторинг
и др.
Обследование - это сбор
и общий анализ информации по конкретному
вопросу в целях определения целесообразности
дальнейшей детальной проверки.
Проверка производится по отдельным
вопросам финансово-хозяйственной деятельности
на основе отчетных, балансовых и расходных
документов. В ходе проверок выявляются
нарушения финансовой дисциплины и намечаются
мероприятия по устранению их негативных
последствий. Исходя из содержания, проверки
делятся на комплексные и тематические.
Ревизия — это система
обязательных контрольных действий
по документальной и фактической проверке
законности, целесообразности и эффективности
совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных
операций, а также законности и правильности
действий должностных лиц. Ревизия в отличие
от проверки дает наиболее полную и достоверную
информацию о положении дел в проверяемой
организации, так как предполагает сплошной
охват проверяемых документов; в то время
как проверка предполагает выборочность
и поэтому в большей степени содержит
риск необнаружения тех или иных отклонений
от установленных норм, правил, параметров.
Кроме того, результаты ревизии содержат
конкретное документально подтвержденное
определение установленных недостач и
потерь денежных и материальных ресурсов.
По полноте охвата
проверяемых вопросов проверки
и ревизии бывают: тематические (проводятся
по определенному кругу вопросов)
и комплексные (т. е. охватывают практически
все аспекты финансово-хозяйственной
деятельности). По характеру источников
контроля проводят: документальные проверки
и ревизии (проверка финансовой отчетности
и документов, образующихся в деятельности
организации) и фактические (используются
такие приемы, как проведение инвентаризации
денежных средств и материальных запасов
и т.п.).
Надзор представляет
собой систему периодических
контрольных действий по наблюдению
за установленными в той или иной сфере
деятельности условиями ее осуществления.
Например, надзор осуществляется за деятельностью
субъектов хозяйствования с целью соблюдения
ими условий лицензирования.
Мониторинг в отличие
от надзора представляет собой
систему постоянно совершаемых контрольных
действий и операций по наблюдению с целью
определения текущих изменений в деятельности
субъекта хозяйствования.
2.1 Организация финансового контроля
в РФ
Финансовый контроль предназначен для
реализации финансовой политики государства,
создания условий для финансовой стабилизации.
Во всех государствах в зависимости от
специфики их устройства сложились свои
системы финансового контроля. Тем не
менее организация и деятельность контрольно-ревизионных
сетей в зарубежных странах так или иначе
базируется на общих принципах, выраженных
многолетним международным опытом. Так,
например, осуществление любой крупной
программы обязательно включает в себя
подсистемы контроля. Важнейшим звеном
государственного финансового контроля
во всех демократических странах принято
считать орган контроля по линии законодательной
власти. Как правило, во всех странах существуют
специальные институты парламентского
контроля за расходованием государственных
средств: в России — это Счетная палата
РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное
управление Конгресса, в Великобритании
— Национальное контрольно-ревизионное
управление, в Канаде — Ведомство Генерального
ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции
— Национальное ревизионное бюро, в Австрии,
ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты
при бундестаге и парламенте.
Принцип разделения властей придает
важную роль финансовому контролю за деятельностью
органов исполнительной власти со стороны
органов представительной власти и определяет
его новое содержание. Основы контроля
закреплены в Конституции Российской
Федерации, в конституциях республик в
составе федерации, а также в основных
законах и правовых актах представительных
органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти.
Так, для осуществления контроля за исполнением
федерального бюджета Совет Федерации
и Государственная Дума образует Счетную
палату.
Счетная палата Российской Федерации
- единственный государственный орган
финансового контроля на федеральном
уровне, статус, задачи и порядок деятельности
которого определены отдельным федеральным
законом "О Счетной палате Российской
Федерации" № 41 ФЗ от 5 апреля 2013 г.
Задачами Счетной палаты РФ являются:
1) организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению;
2) определение эффективности и
целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;
3) оценка обоснованности доходных
и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
5) анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов и подготовка предложений,
направленных на их устранение, а также
на совершенствование бюджетного процесса
в целом;
6) контроль за законностью и
своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Центральном банке
РФ, уполномоченных кредитных организациях;
7) регулярное представление Совету
Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий
Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую, информационную
и другие виды деятельности, обеспечивает
единую систему контроля за исполнением
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов8. С этой целью Счетная палата РФ
обеспечивает:
• организацию и проведение оперативного
контроля за исполнением федерального
бюджета в отчетном году;
• проведение комплексных ревизий и
тематических проверок по отдельным разделам
и статьям федерального бюджета, бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
• экспертизу проектов федерального
бюджета, законов и других нормативных
правовых актов, международных
договоров Российской Федерации,
федеральных программ и других
документов, затрагивающих вопросы федерального
бюджета и финансов РФ;
• анализ и исследование нарушений и
отклонений в бюджетном процессе, подготовку
и внесение в Совет Федерации и Государственную
Думу предложений по их устранению, а также
по совершенствованию бюджетного законодательства
в целом;
• подготовку и представление заключений
в Совет Федерации и Государственную Думу
по исполнению федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов
в отчетном году;
• подготовку и представление заключений
и ответов на запросы органов государственной
власти РФ.
Контрольные полномочия Счетной палаты
РФ распространяются: