Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т. е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса (в случае несоответствия установленных государством форм и методов организации финансовых отношений объективно необходимым последствия могут стать разрушительными для экономики в целом). Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.
Введение 3
1 Финансовый контроль: сущность виды, методы 5
1.1 Содержание и задачи финансового контроля 5
1.2 Виды и методы финансового контроля 10
2 Финансовый контроль в РФ 24
2.1 Организация финансового контроля в РФ 24
2.2 Пути совершенствования финансового контроля в РФ 35
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.
Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями минфина РФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.
Таким образом, в настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).
Важнейшей задачей, стоящей перед органами государственного финансового контроля, является координация действий контрольных органов всех уровней в рамках единой системы. Только координация действий контролирующих органов позволит повысить эффективность контрольной деятельности, избежать дублирования при осуществлении функции контроля, обеспечить успешность применения современных методов аудита.
В настоящее время в стране только в системе федеральных органов действует 66 контрольных служб и подразделений, обладающих широким кругом полномочий в области финансового контроля.
Большинство из них имеют представительство в федеральных округах и субъектах РФ. В настоящее время контрольные структуры в федеральных округах сформированы Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Минюстом России, Минфином России и целым рядом других органов государственной власти федерального уровня11.
Организационно-правовая система финансового контроля в Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей системой. Эта система скорее состоит из служб, ведомств и органов, на которые возложены определенные контрольные функции, но которые действуют несогласованно и разобщенно, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений, указов. Такое количе-ство нормативных правовых актов в этой области скорее дезорганизует систему финансового контроля, нежели определяет порядок работы. Многочисленные правовые акты, как правило, повторяют друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и региональном уровнях). Как результат - отсутствие скоординированности в действиях органов финансового контроля. Такое положение в системе финансового контроля сигнализирует о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности.
Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности.
Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.
Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность контроля - это соотношение достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности.
Под результативностью контроля понимают совокупность объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. К числу основных показателей результативности работы органов финансового контроля, следует отнести: выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению или неэффективно использованных; количество средств, использованных с нарушениями законодательства; количество подготовленных представлений и предписаний.
К сожалению, до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют критерии оценки результативности, действенности и экономичности контрольных мероприятий, а в практической деятельности контрольных органов данные оценки сводятся к формуле: «количество средств, затраченных на содержание органа финансового контроля, к общей сумме финансовых нарушений, выявленных в результате проведенных контрольных мероприятий».
Поэтому существующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной.
В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.
Для повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.
Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.
Системным недостатком действующей системы государственного финансового контроля является ориентация на прошлое. Контролю подвергаются преимущественно события и факты прошлого. Основным инструментарием проверок является методология бухгалтерского учета и аудита, которая повернута в прошлое. Современные методы, позволяющие прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически не используются. Созидательный контроль ориентирован на будущие события, а не только на прошедшие. Он обеспечивает руководителей органов государственного управления информацией о предстоящих событиях. В процессе контроля оценка хода контролируемых событий производится достаточно рано и содержит элемент предвидения, что позволяет своевременно произвести корректирующее действие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Созидательный контроль всегда ориентирован преимущественно на будущее и динамичен.
В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов.
В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля должны быть созданы особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность должны быть строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
Таким образом, совершенствование финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату, не боясь того, что денежные средства по дороге в очередной раз "бесследно исчезнут", и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действию.
Список литературы
Федеральный закон «О счетной палате» от 5 апреля 2013 г №41-ФЗ
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года)
Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.)
Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы. Финансы и статистика, 2012
Овсянников Н.Л. Финансовый контроль как система//Финансы, 2000
Мальцев В.А. Финансовое право, 2008
Финансы: учебник для студентов вузов / Пол ред. Г.Б. Поляка
Кочергин, И.С. Государственный финансовый контроль. - СПб.: Лань, 2009. - 136 с.
Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А. О. Кожанова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225
Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации. Под ред. Степашина С.В.
Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации
Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 г.
Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль как элемент государственного управления и финансовой деятельности государства, 2010
1 Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы. Финансы и статистика, 2012
2Овсянников Н.Л. Финансовый контроль как система//Финансы, 2000
3 Мальцев В.А. Финансовое право, 2008
4 Финансы: учебник для студентов вузов / Пол ред. Г.Б. Поляка
5Кочергин, И.С. Государственный финансовый контроль. - СПб.: Лань, 2009. - 136 с.
6 Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А. О. Кожанова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225
7 Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации. Под ред. Степашина С.В.