Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механиз
Введение
3
1. Теоретические основы финансового контроля как
элемента финансового механизма
1.1 Значение и функции финансового контроля
5
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля
10
1.3 Сущность финансового механизма
16
2. Государственный финансовый контроль
2.1 Сущность и роль государственного финансового контроля
21
2.2 Органы государственного финансового контроля
26
Заключение
38
Список использованной литературы
40
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля
Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.
В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:
Государственный финансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов (представительной власти), исполнительных органов (административный контроль), судебных органов, а также министерств и ведомств в пределах состава их полномочий (например, Министерства финансов Российской Федерации, отраслевых министерств в отношении подведомственных им организаций). Приоритет в области бюджетно-финансового контроля, согласно отечественному законодательству, отдается органам представительной власти. Государственный контроль обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности. Основными задачами данного контроля являются:
Внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Общественный
контроль, выполняемый неправительственны
Правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.
Гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.
В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):
Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.
Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.
Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.
Существуют
несколько методов
Рис. 1.1 Методы финансового контроля
Важное место в системе методов финансового контроля, особенно государственного, занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные финансовые правонарушения [5].
Финансовые проверки могут быть:
Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмена, инспектирования.
Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии - выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Виды ревизий классифицируются по ряду признаков:
комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;
Надзор –
это метод финансового
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения – один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет их имущества, подлежащих налогообложению поимущественными налогами.
1.3 Сущность финансового механизма
Финансовая политика практически осуществляется государством посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
Практическое
использование финансового
В финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).