Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механиз
Введение
3
1. Теоретические основы финансового контроля как
элемента финансового механизма
1.1 Значение и функции финансового контроля
5
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля
10
1.3 Сущность финансового механизма
16
2. Государственный финансовый контроль
2.1 Сущность и роль государственного финансового контроля
21
2.2 Органы государственного финансового контроля
26
Заключение
38
Список использованной литературы
40
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи [16]:
Виды деятельности Счетной палаты РФ:
Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций.
По итогам проведенных контрольных мероприятий в 2009 году Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 320 представлений и предписаний Счетной палаты и 438 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 15 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 5 представлений и 107 информационных писем (см. рис. 2.2.) [16].
Рис. 2.2. Представления Счетной палаты, направленные в 2009 году, по адресатам
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены в Приложении 3.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
Всего за 1995–2009
годы Счетная палата провела 6 623 контрольных
и экспертно-аналитических
Рис. 2.3. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 1995–2009 годах
Общая сумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд. рублей (см. рис. 2.4.)[16].
Рис. 2.4. Динамика объемов финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в 1995–2009 годах, млрд. рублей
За 1995–2009 годы
по результатам контрольных
Рис. 2.5. Количество представлений и предписаний Счетной палаты, направленных в 1995–2009 годах
Благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы Счетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольных мероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела (см. рис. 2.6.) [16].
Рис. 2.6. Реагирование правоохранительных органов
Главное контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля является Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального Казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба выполняет следующие главные задачи:
О результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах см. в Приложении 4. [17]
Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.
О поступлении администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009-2010 года указано на рис. 2.7.
Рис.2.7. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009-2010 гг.
Всего в январе-ноябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 885,5 млрд. рублей, что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.
Основная масса
Рис.2.8. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-ноябре 2010 года (в %)
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
В 2009 году Росфиннадзором и его территориальными органами в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2009 год, утвержденным Министром финансов Российской Федерации, а также планами контрольной работы территориальных управлений Росфиннадзора на 2009 год проведено 18 975 ревизий и проверок.
В ходе контрольных
и надзорных мероприятий
В 2009 году возмещено средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, дополнительно поступило платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов, внесено изменений в бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества, а также взыскано штрафных санкций на сумму 871 509,13 млн. рублей, из них по средствам федерального бюджета – на сумму 861 213,11 млн. рублей.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела. Количество проверок субъектов страхового дела указано в Приложении 5 [18].
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача завершения перехода на обслуживание местных бюджетов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России
осуществляет контроль денежной массы
в обращении и кредитно-банковс