Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка
Финансы – истор. категория. Они появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.
Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
5) управление совместно с Банком России гос-ым внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о фин. оп-циях Правительства РФ.
- Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Задачи: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
8. Финансовая политика
Финансовая политика (ФП) - совокупность финансовых мероприятий правительства, включая денежно-кредитные элементы, через звенья и системы финансово-кредитной политики. Звенья ФП:
- выработка общей концепции финансовой политики;
- определение
направлений использования
- осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных
Основу ФП составляют стратегические направления, к-рые опр-ют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение задач, вытекающих из особенностей функционирования эк-ки и соц-ой сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет эффективное использования фин. ресурсов, регулирование эк-ких и соц-ых процессов, стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей эк-ки.
Основные направления ФП:
а) разработка
финансового механизма и
б) определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей или задач.
Цель ФП - повышение объема эффективности использования финансовых ресурсов.
Задачи ФП:
1. Обеспечение
условий для формирования
2. Установление
рационального распределения и
использования финансовых
3. Организация
регулир. и стимулир. экономич. и
соц. процессов финансовыми
4. Выработка фин. механизма и его развития в соответ. с измен. целями и задачами стратегии.
5. Создание
эффективной и максимально
Основные принципы ФП:
- единство законодательной и нормативной базы; - открытость и прозрачность; - разграничение полномочий и предметов ведения; - целевая ориентированность; - научный подход к реализации намеченных целей;
- экономичность и
9. Частные элементы
ФП (бюджетная, налоговая,
Направления финансовой политики:
1. Налоговая политика. Должна быть направлена на создание приемлемых как для гос-ва, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспеч-х улучшение фин. положения реального сектора эк-ки.
2. Бюджетная политика. государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Предполагает определение целей и задач в области гос-х финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление гос-ми финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования эк-их и соц-ых процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
3. Денежно-кредитная политика. Повышение эффективности банковской системы и стимулирование организационных сбережений населения.
4 . Социальная политика: выплата в полном объеме з/пл. работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим; разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения; сдерживание роста безработицы и создания условий для расширения занятости.
5 . Инвестиционная политика. Заключается в: повышении роли Бюджета РФ как источника финансового обеспечения госуд. инвестиц. политики; создании условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развития ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.
6. Ценовая (тарифная) политика — это принципы и методики определения цен (и тарифов) на товары и услуги. Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен. На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).
7. Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.
10. Виды и типы ФП
1.Классическая. основана на трудах классиков политэкономии
А. Смита и Д. Рикарда. Ее направление –
невмешательство гос-ва в экономику, достижение
полной свободы рыночных отношений, использование
рыночного механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов. Следствием
этого было ограничение государственных
расходов и исполнение равновесного бюджета.
Система налогообложения должна была
создать необходимое поступление средств
для обеспечения сбалансированного бюджета.
2. Регулирующая. В основу
этого типа ФП положена экономическая
теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из
того, что государство должно вмешиваться
в развитие экономики с помощью определенных
финансовых инструментов (государственные
расходы). Финансовая политика наряду
с ее традиционными задачами стала преследовать
цель использовать финансовый механизм
для регулирования экономики и социальных
отношений в целях обеспечения полной
занятости населения. Главным механизмом
регулирования становится подоходный
налог, использующий прогрессивные ставки.
3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой ФП не отказывалась от регулирующей роли гос-ва, но ограничивала степень его вмешательства в эк-ку и соц. сферу. В действительности степень вмешательства гос-ва не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно ч\з доходы или расходы гос-го бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.
4.Планово-директивная. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
11. Финансовый контроль. Содержание, сущность и значение ФК. Функции, принципы, объекты и субъекты ФК.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных с
ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением
специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль - неотъемлема составная часть процесса
управления финансами. Он обусловлен важнейшими
функциями финансов: распределительной
и контрольной. Процесс распределения
и перераспределения стоимости ВВП должен
сопровождаться контролем денежных потоков
в экономике.
Финансовый контроль - законодательно регламентированная
деятельность специально созданных учреждений
контроля и контролеров - аудиторов за
соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических
субъектов, а также за целесообразностью
и эффективностью их финансовых операций.
Финансовый контроль выполняет
следующие функции:
- проверка расходования государственных
средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность
использования государственных средств);
- проверка своевременности и полноты
мобилизации средств в государственные
ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
- проверка соблюдения правил учета и отчетности.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается
в том, что весь процесс создания, распределения
и использования фондов денежных средств
детально регламентируются нормами финансового
права, соблюдение которых обеспечивается
возможностью применения к правонарушителям
мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности
проявляется в процедуре доведения до
сведения граждан, в том числе, с помощью
СМИ, содержания проектов различных финансово
- плановых актов, принятых отчётов об
их выполнении, результатов проверок и
ревизии финансовой деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется
в установлении Конституцией РФ разграничения
компетенции РФ и субъектов РФ в области
финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении РФ находятся финансовое,
валютное, кредитное регулирование, федеральные
бюджет, налоги и сборы, к совместному
ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление
общих принципов налогообложения и сборов
в РФ.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности
означает, что вся финансовая деятельность
государства базируется на основе целой
системы финансово - плановых актов, структура
которых, порядок составления, утверждения,
исполнения закрепляются в соответствующих
нормативных актах.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью
контрольного органа, более длительными
по сравнению с парламентскими сроками
полномочий руководителей органов контроля
и закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают
неукоснительное соблюдение контролёрами
действующего законодательства, высокий
профессиональный уровень работы контролёров
на основе строго установленных стандартов
проведения ревизионной работы.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов
денежных средств на всех уровнях и звеньях
народного хозяйства.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят
органы государственной власти и управления
(президент, правительство, парламент,
налоговые, финансовые и специализированные
контрольные органы), контрольно-ревизионные
управления министерств и ведомств, финансово-экономические
службы предприятий и организаций, аудиторские
фирмы, неправительственные организации,
а также граждане страны как налогоплательщики.
Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
12. Формы финансового контроля (по регламенту, времени, субъектам контроля, объектам контроля, содержанию, методам).
Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный
1.Обязательный контроль за
2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратеги¬ческих целей.
По времени проведения:
-Предварительный финансовый
— Текущий (оперативный) финансовый контроль
производится в момент совершения денежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд
и субсидий и т. д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при получении
и расходовании средств, способствует
соблюдению финансовой дисциплины и своевременности
осуществления денежных расчетов. Большую
роль здесь играют бухгалтерские службы.