Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Краткое описание

Финансы – истор. категория. Они появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.
Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит Шпоры.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

5) управление совместно с Банком России гос-ым внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным  и исполнительным органам отчетности о фин. оп-циях Правительства РФ.

- Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Задачи: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

 

8. Финансовая политика

Финансовая политика (ФП) - совокупность финансовых мероприятий правительства, включая денежно-кредитные элементы, через звенья и системы финансово-кредитной политики.   Звенья ФП:

- выработка  общей концепции финансовой политики;

- определение  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период;

- осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.

Основу ФП составляют стратегические направления, к-рые опр-ют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение задач, вытекающих из особенностей функционирования эк-ки и соц-ой сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет эффективное использования фин. ресурсов, регулирование эк-ких и соц-ых процессов, стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей эк-ки.

Основные направления ФП:

а) разработка финансового механизма и основных направлений использования финансовых ресурсов;

б) определение  практических действий, направленных на достижение поставленных целей или  задач.

Цель ФП - повышение объема эффективности использования финансовых ресурсов.

Задачи ФП:

1. Обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов.

2. Установление  рационального распределения и  использования финансовых ресурсов.

3. Организация  регулир. и стимулир. экономич. и  соц. процессов финансовыми методами.

4. Выработка  фин. механизма и его развития  в соответ. с измен. целями и задачами стратегии.

5. Создание  эффективной и максимально деловой  системы управления финансами 

Основные принципы ФП:

- единство законодательной и  нормативной базы;  - открытость и прозрачность;  - разграничение полномочий и предметов ведения;   - целевая ориентированность;   - научный подход к реализации намеченных целей;

- экономичность и рациональность;  - управляемость финансовыми потоками на централизованной основе.

 

9. Частные элементы  ФП (бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиц-ая, денежная, соц-я)

Направления финансовой политики:

1. Налоговая политика. Должна быть направлена на создание приемлемых как для гос-ва, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспеч-х улучшение фин. положения реального сектора эк-ки.

2. Бюджетная политика. государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Предполагает определение целей и задач в области гос-х финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление гос-ми финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования эк-их и соц-ых процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

3. Денежно-кредитная политика. Повышение эффективности банковской системы и стимулирование организационных сбережений населения.

4 . Социальная политика: выплата в полном объеме з/пл. работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим; разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения; сдерживание роста безработицы и создания условий для расширения занятости.

5 . Инвестиционная политика. Заключается в: повышении роли Бюджета РФ как источника финансового обеспечения госуд. инвестиц. политики; создании условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развития ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.

6. Ценовая (тарифная) политика — это принципы и методики определения цен (и тарифов) на товары и услуги. Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен. На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).

7. Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

 

10. Виды и типы  ФП   

1.Классическая.     основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда. Ее направление – невмешательство гос-ва в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. 
   2. Регулирующая.   В основу этого типа ФП положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в  развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.  

3.Неокласическая.    Концепция этого типа финансовой ФП не отказывалась от регулирующей роли гос-ва, но ограничивала степень его вмешательства в эк-ку и соц. сферу. В действительности степень вмешательства гос-ва не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось  теперь  не  только  непосредственно  ч\з доходы  или   расходы гос-го бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.

4.Планово-директивная. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

11. Финансовый контроль. Содержание, сущность и значение ФК. Функции, принципы, объекты и субъекты ФК.

 

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. 
Финансовый контроль - неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике. 
Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.  

Финансовый контроль выполняет  следующие функции: 
- проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 
- проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 
- проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. 
 
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д. 
 
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. 
 
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. 
 
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса. 
 
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

 

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. 
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.

 

12. Формы финансового  контроля (по регламенту, времени, субъектам контроля, объектам контроля, содержанию, методам).

 

Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный

1.Обязательный контроль за финансовой  деятельностью физических и юридических  лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

2.Инициативный (внутренний) контроль  не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой  частью управления финансами  для достижения тактических и  стратеги¬ческих целей.

По времени проведения:

-Предварительный финансовый контроль  проводится до совершения финансовых  операций и имеет важное значение  для предупреждения финансовых  нарушений. Он предусматривает  оценку финансовой обоснованности  расходов для предотвращения  неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов,

 
— Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Информация о работе Финансы и кредит