Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение социально-экономической сущности финансов и функции финансов
- изучить структуру финансовых отношений
Введение...................................................................................................................4
1.Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансов…………………………………………………………..7
1.2Функции финансов…………………………………………………………...11
1.3.Особенности и структура финансовых отношений…………………….....14
1.4. Роль финансов в расширенном производстве…………………………….17
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы…………………………….20
2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований……...21
2.1 Анализ финансовой деятельности государства……………………………27
2.2 Анализ финансового рынка РФ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Решение расчетных задач……………………………………………………….39
Из таблицы 2.2 видно, что в структуре расходов федерального бюджета в 2012 г. по сравнению с 2009 виден рост доли расходов на социальную сферу на 8.9 % и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8 % ,в то время как международная деятельность в 2012 г. осталась практически неизменной. При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).
Государственный кредит
основан на добровольности платежей.
Это деятельность государства по
получению в кредит (то есть. взаймы)
средств от юридических, физических лиц и других
государств. Государственный кредит осуществляется
прежде всего через размещение различных
государственных займов, других ценных
бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный
кредит широко применяется при дефиците
бюджета. Облигации государственного
займа размещаются на добровольной основе
среди населения и юридических лиц. В условиях
становления рынка происходит и становление
рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается
выпуск государственных ценных бумаг
в виде государственных краткосрочных
обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных
займов и других ценных бумаг, размещаемых
среди коммерческихструктур.
Государственный кредит — это
также и внешние займы государства, когда
для покрытия бюджетного дефицита, а иногда
и для инвестиционных вложений государство
берет кредиты у зарубежных государств
по совместным соглашениям или у международных
фондов, таких как Международный валютный
фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР).
В последующие годы государство в законе о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.
Банковский кредит—это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств (когда ресурсом для целей кредитования являются добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности), так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды денежных средств.
Широко распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей, а также для образования дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.
Методом мобилизации
средств служит и эмиссия денег.
Этот способ аккумуляции средств
в бюджет широко используется при
переходе к рыночной экономике, что
можно было наблюдать, например, в
период НЭПа, а равно в настоящее
время. Свободные цены потребовали увеличения
денежной массы в обращении и, следовательно,
повлекли за собой эмиссию денег, которые
в свою очередь стали дополнительным бюджетным
ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике
возможна точечная, регулируемая эмиссия
денег, имеющая даже инфляционную основу,
которая может быть использована при дефиците
бюджетных средств, когда не выплачивается
заработная плата. Такая эмиссия может
послужить оживлению спроса на рынке,
который в свою очередь стимулирует рыночное
предложение и соответственно положительно
влияет на развитие производства.
Государственное финансирование, таким
образом, — это безвозвратный и безвозмездный
отпуск денежных средств на содержание
всей социальной сферы, инвестиции, оборону,
управление. Финансирование осуществляется
как за счет централизованных, бюджетных
и внебюджетных фондов, так и за счет децентрализованных
фондов.
В последнее время
в Российской Федерации возник и
новый метод использования
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов [8].
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной
палаты входит регулярное представление
Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты
распространяются на все государственные
органы и учреждения в РФ, на федеральные
внебюджетные фонды.
Итак, финансовая деятельность государства
сводится к выполнению трех основных функций:
формирование в том или ином виде денежных
фондов государства; использование этих
фондов для реализации своих задач; регулирование
финансовых взаимоотношений между различными
звеньями финансовой системы РФ.
2.2 Анализ финансового рынка РФ
В 2012г. российский финансовый рынок развивался в условиях продолжения роста российской экономики, испытывая влияние конъюнктуры зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения аппетита глобальных инвесторов к риску. Основные внешние шоки для российского финансового рынка в рассматриваемый период были связаны с колебаниями цен на мировом рынке энергоносителей и долговым кризисом в странах зоны евро.
По итогам 2012 г. темп роста стоимостного объема финансового рынка (Табл.2.3), по оценке, уступил темпу роста номинального валового внутреннего продукта.
Таблица 2.3 Структура российского рынка капитала( млрд. руб.)
Сегмент |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 1 |
1. Банковские кредиты нефинансовым организациям и населению (задолженность) |
2675 |
3886 |
5453 |
8031 |
2287 |
16527 |
16115 |
18148 |
23266 |
27387 |
В том числе: – нефинансовым организациям – физическим лицам
|
2426 249 |
3348 538 |
4397 1056 |
6148 1883 |
9316 2971 |
12510 4017 |
12542 3574 |
14063 4085 |
17715 5551 |
19823 7564 |
2. Негосударственные ценные бумаги (объем в обращении) |
7123 |
8459 |
15939 |
28784 |
37111 |
16748 |
29486 |
37434 |
33759 |
34052 |
2.1. Банковские долговые ценные бумаги, кроме облигаций (объем выпущенных) В том числе: – депозитные сертификаты – сберегательные сертификаты – векселя и банковские акцепты |
616
148 2 466 |
609
99
4 506 |
676
55
7 615 |
840
33 16 790 |
856
30 21 806 |
772
12 16 743 |
769
19 14 735 |
811
15 12 783 |
866
13 10 843 |
1325
11 192 1121 |
2.2. Капитализация рынка акций |
5807 |
6867 |
13549 |
25315 |
32617 |
11017 |
23091 |
30189 |
25708 |
24051 |
2.3. Корпоративные облигации, обращающиеся на внутреннем рынке |
160 |
263 |
481 |
906 |
1272 |
1815 |
2569 |
2965 |
3437 |
4057 |
2.4. Корпоративные еврооблигации – в млрд. долл. США |
378 12,8 |
628 22,6 |
1167 40,5 |
1663 63,1 |
2315 94,3 |
3049 103,8 |
3006 99,4 |
3416 112,1 |
3716 115,4 |
4587 148,9 |
2.5. Небанковские векселя резидентов (кроме госорганов), учтенные банками |
163 |
91 |
65 |
61 |
51 |
94 |
52 |
53 |
33 |
33 |
3. Государственные ценные бумаги (объем в обращении, по номиналу) |
1692 |
1894 |
2020 |
2051 |
2092 |
2330 |
2743 |
3491 |
4209 |
4622 |
3.1. Государственные (федеральные) облигации в рублях (ГКО-ОФЗ, ОВОЗ) |
315 |
558 |
722 |
876 |
1047 |
1144 |
1470 |
2054 |
2893 |
3200 |
3.2. Государственные (федеральные) валютные облигации В том числе: – еврооблигации РФ, млрд. долл. США – ОВГВЗ и ОГВЗ, млрд. долл. США |
1267
35,7 7,3 |
1179
35,3 7,1 |
1111
31,5 7,1 |
969
31,9 4,9 |
812
28,6 4,5 |
867
27,7 1,8 |
847
26,2 1,8 |
982
30,5 1,8 |
940
29,2 0,02 |
1076
34,9 0,01 |
3.3. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований в рублях и в иностранной валюте |
111 |
158 |
187 |
207 |
233 |
318 |
426 |
454 |
375 |
346 |
Всего по рынку капитала |
11490 |
14239 |
23412 |
38865 |
51490 |
35604 |
48344 |
59072 |
61234 |
66061 |
Справочно: | ||||||||||
Номинальный ВВП |
13208 |
17027 |
21610 |
26917 |
33248 |
41277 |
38807 |
45173 |
54586 |
61028 2 |
Отношение объема рынка капитала к ВВП, % |
87 |
84 |
108 |
144 |
155 |
86 |
125 |
131 |
112 |
108 |
1 На 30.11.12.
В результате соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России уменьшилось до 108% на конец 2012 г. Против 112% на конец 2011 г. (рис.2.1). По отношению к ВВП капитализация рынка акций сократилась на 8 процентных пунктов, до 39%,объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг увеличился на 2 процентных пункта, до 24%, задолженность нефинансовых организаций и физических лиц по банковским кредитам также увеличилась на 2 процентных пункта и достигла 45%.
Рисунок 2.1 Динамика объемных показателей российского финансового рынка
Динамика ценовых индикаторов финансового рынка в 2012 г. была неравномерной. Укрепление рубля, а также сравнительно низкий уровень инфляции способствовали росту интереса инвесторов, в том числе нерезидентов, к рублевым ценным бумагам и повышению их котировок, доходность основных видов рублевых облигаций снижалась С середины марта конъектура основных сегментов российского финансового рынка стала ухудшаться под влиянием снижения цен на мировом рынке нефти и нестабильности на мировом финансовом рынке. Объем рублевых ливидных средств российских банков уменьшился, процентные ставки на денежном рынке повысились. Сократился спрос инвесторов на рублевые долевые и долговые ценные бумаги, их котировки снизились. Прекратилось укрепление национальной валюты, а в мае курс рубля к основным мировым валютам резко понизился.
В сентябре на конъюнктуру внутреннего финансового рынка значительное влияние оказали действия органов денежно-кредитного регулирования в стране и за рубежом. С одной стороны, Федеральная резервная система США объявила о третьем раунде количественного смягчения, а Европейский центральный банк анонсировал новую программу стабилизации рынка государственного долга в странах зоны евро, что способствовало повышению аппетита инвесторов к риску и поддержало котировки ценных бумаг, в том числе российских. С другой стороны, в связи с усилением инфляционных рисков Банк России повысил процентные ставки по своим операциям, что вызвало соответствующий рост ставок денежного рынка.
В течение большей части 2012 г. Ставки денежного рынка были близки к ставкам по операциям прямого РЕПО (рынок межбанковского кредитования) с банком России. Среднегодовой уровень процентных ставок на денежном рынке повысился по сравнению с предыдущим годом. При увеличении оборотов в сегменте операций межбанковского кредитования сократились обороты операций междилерского РЕПО, отчасти в связи с увеличением банками заимствований у Банка России. В течение большей части 2012 г. российские банки являлись нетто-кредиторами зарубежных банков.