Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 15:45, курсовая работа
Краткое описание
В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Содержание
Введение 2 1.Финансы в системе экономических отношений. 6 1.1 Сущность и функции финансов. 8 1.2 Признаки и особенности финансов. 14 1.3 Сущность и структура финансовой системы. 19 2. Финансовая системы РФ. 28 2.1. Государственный бюджет. 32 2.2. Внебюджетные фонды. 40 2.3. Государственный кредит. 42 2.4. Фонд страхования. 45 2.5. Фондовый рынок. 52 Заключение. 53 Список использованной литературы. 56
Данная функция проявляется
в контроле за распределением ВВП по соответствующим
фондам и расходовании их по целевому
назначению. Финансовый контроль охватывает
производственную и непроизводственную
сферы и нацелен на повышение экономического
стимулирования, на рациональное и бережное
расходование материальных, трудовых
и финансовых ресурсов и природных богатств,
сокращении непроизводительных ресурсов
и потерь.
Одна из важнейших
задач финансового контроля - проверка
точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед бюджетной системой, налоговой службой,
банками, а также взаимных обязательств
предприятий и организаций по расчетам
и платежам.
Контрольная функция
финансов проявляется также через деятельность
финансовых органов. Работники финансовой
системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной системы.
Регулирующая функция
финансов.
Эта функция связана
с вмешательством государства через финансы
(государственные расходы, налоги, государственный
кредит) в процесс производства. В целях
регулирования экономики и социальных
отношений используется также финансовое
и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг.
функции финансов реализуются
через финансовый механизм, представляющий
собой часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм включает совокупность
организационных форм финансовых отношений
в народном хозяйстве, порядок формирования
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, методы финансового
планирования формы управления финансовой
системой, финансовое законодательство.
1.2 Признаки
и особенности финансов.
Также финансы обладают
некоторыми признаками:
- финансы носят денежный
характер, однако бывают ситуации, когда
в финансовой системе вращаются и натуральные
товары;
- финансовые отношения
носят распределительный характер;
- финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных
доходов и накоплений, которые принимают
форму финансовых ресурсов;
Взаимосвязь финансов
с другими экономическими категориями.
В первую очередь важно
знать взаимосвязь финансов с такими экономическими
категориями как цена, заработная плата,
кредит. А также, в какой последовательности
эти категории вступают в распределительный
процесс.
Цена. Именно она первой
вступает в распределительный процесс
и определяет первичные пропорции в нём.
Колебания цены вокруг стоимости создают
поле деятельности для финансов.
В цене заключены все
структурные части стоимости, которые
далее распределяются и получают свои
экономические формы в виде финансовых
ресурсов и фондов. В условиях жесткой
централизации доля заработной платы
меньше; доля же доплат к заработной плате
– больше. В условиях демократии: заработная
плата – основная, а дополнительные выплаты
значительно меньше. У нас есть общественно
необходимые и индивидуальные затраты.
Разница между ними выливается в прибыль.
Цена подготавливает условия для функционирования
финансов. Либо средства накапливаются
у предприятия, но тогда увеличиваются
суммы налогов, либо общественный продукт
разрастается, что приводит к высвобождению
ресурсов, которые перемещаются в отрасли
с наиболее высокой нормой прибыли.
Финансы конкретизируют
те пропорции, которые заложены ценой.
Финансовое распределение отличается
от ценового тем, что объектом ценового
распределения выступает только часть
стоимости валового общественного продукта
(та, где цена отклоняется от стоимости).
Финансы распределяют всю стоимость валового
общественного продукта. По отношению
к ценовому распределению, финансовое
распределение является вторичным. Ценовое
распределение на поверхности незаметно,
оно скрыто в общей массе выручки. Финансовое
распределение четко просматривается.
Ценовое распределение занимается только
распределением, а финансовое – распределением
и перераспределением.
Зарплата. Следом за
ценой, внутри финансового распределения,
начинает функционировать заработная
плата. Финансы создают условия для нормирования
фонда заработной платы и других фондов
оплаты труда. Эти категории создают предпосылки
для воспроизводства рабочей силы; во
взаимодействии стимулируют воспроизводственный
процесс.
С помощью финансов
формируется множество фондов, а с помощью
заработной платы – фонд заработной платы
и премиальный фонд. Они составляют фонд
оплаты труда. Заработная плата – основа
для уплаты налогов. Источником заработной
платы являются финансовые ресурсы, а
фонд заработной платы при его экономии
сам становится источником финансовых
ресурсов.
Кредит. Фонды банков
формируются на стадии перераспределения,
т.е. кредит завершает распределительный
процесс. Кредитные ресурсы формируются
в результате того, что появляется несоответствие
в наличии собственных средств и их потребностью.
Кредит дополняет финансовые ресурсы
и позволяет происходить процессу расширенного
воспроизводства.
Особенности финансов:
- средства банка выдают
на определённый срок; на определённых
условиях и при условии возвратности;
- средства при финансировании
выдаются на определённые цели;
С помощью кредита
происходит перераспределение финансовых
ресурсов между предприятиями, организациями
и гражданами.
Постоянно происходит
переливание кредитных ресурсов в финансовые
ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия
концентрируются на счетах в банках и
являются источниками ссудных фондов
банков для выдачи кредитов. Между кредитом
и финансами много общих черт, но основной
является широкое использование обеих
в кругообороте и воспроизводственном
процессе.
Использование финансов
в условиях рынка.
Объективные предпосылки
и возможности использования финансов.
Финансы, могут влиять
на все стадии воспроизводства и процесс
в целом. Объективные предпосылки влияния
связаны с двумя обстоятельствами:
- финансы функционируют
во всех сферах общественного производства
(производстве, обращении, потреблении);
- финансы обладают
потенциальным свойством быть катализатором
процессов экономики, что вытекает из
распределительной функции. Распределение
начинается в сфере материального производства.
Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей
является стадия производства.
а) сфера материального
производства, таким образом, оказывает
влияние на характер и масштабы производства;
б) сфера обращения,
она представлена торговлей. В ней характерны
процессы купли – продажи. Потребительские
свойства товара не меняются, а меняется
его стоимость. Товар продаётся, предприятие
получает выручку. Затем происходит распределение
этой выручки на фонды возмещения, накопления,
потребления. Финансовые отношения предшествуют
и завершают процесс купли продажи.
в)сфера потребления
где выделяют :
-коммерческие организации;
-бюджетные организации
В настоящее время
можно встретить организации смешанного
типа, где коммерческие структуры выделяют
деньги для бюджетных организаций.
Наряду с предпосылками
существуют возможности использования
финансов. Они вытекают из экономической
природы финансов. Поскольку это распределительная
категория, то общество использует её
для своих целей. Сознательное использование
финансов в интересах общества и отдельных
его элементов превращает финансы из объективной
экономической категории в экономический
инструмент хозяйствования.
Экономический инструмент
– это экономическая категория, воплощённая
в конкретных формах проявления и сознательно
используемая обществом для достижения
конкретных целей. Экономический инструмент,
в том числе и финансы, несут два начала:
первое – объективное (вытекающее из экономической
категории), второе – субъективное (орудие
реализации экономической политики государства).
Финансы влияют двояко:
- количественно (характеризуется
пропорциями распределительно процесса);
- качественно (характеризуется
воздействием финансов на материальные
интересы субъектов хозяйствования).
Количественная сторона
влияния характеризуется пропорциями
в распределительном процессе. Качественное
влияние характеризует воздействие финансов
на материальные интересы субъектов хозяйствования,
через различные формы организации финансовых
отношений.
Экономический стимул
– инструмент, который увязан с материальными
интересами субъектов хозяйствования.
Сознательное использование финансов
в общественном производстве приводит
к результатам, в которых проявляется
активная роль финансов в общественном
производстве в условиях рынка. Общий
подход к оценке результатов достигаемых
с помощью финансов, позволяет рассматривать
роль финансов в 3-х направлениях:
- с позиции обеспечения
потребностей расширенного воспроизводства
необходимыми финансовыми источниками;
- с точки зрения использования
финансов для регулирования стоимостной
структуры;
- позиции использования
финансов, как экономического стимула.
1.3 Сущность и структура финансовой
системы.
Финансовая система
– это совокупность финансовых отношений.
По природе
своей финансовые
отношения являются
распределительными, причем
распределение стоимости осуществляется
прежде всего по субъектам. Субъекты
формируют денежные фонды целевого назначения
в зависимости от того, какую
роль они играют в общественном производстве:
являются ли непосредственными егоучастниками,
организуют ли страховую защиту
или осуществляют государственное
регулирование. Именно роль
субъекта в общественном производстве
выступает в качестве первого
объективного критерия классификации
финансовых отношений. В современных условиях
роль и значение государства
во всех странах возрастают,
вследствие чего возрастают
и затраты общества на его содержание.
Как показывает практика современной
рыночной экономики, основной причиной
этой тенденции является изменение
содержания функций государства в обществе.
Если причина создания
государства – стремление человека
к разделению
труда, то становится
ясно, что главная задача государства
та, ради чего оно
первоначально
создавалось: оно должно обеспечить
наиболее эффективное разделение
труда. Оно должно создать систему,
обеспечивающую удобное и эффективное
разделение труда с низкой
долей затрат на осуществление
товарообмена. Доля затрат
на осуществление товарообмена
называется издержками обращения.
В издержки обращения можно
включить все непроизводственные
доходы, возникающие с момента производства
товара до того, как он был потреблен.
Наиболее известная
и эффективная форма
реализации системы,
обеспечивающей разделение
труда, есть система товарообмена при
помощи денег– финансовая система.
Финансовая система
не есть только лишь сами
по себе деньги. Она
включает в себя весь
комплекс отношений связанных с товарообменом
– это ибанки, и схема эмиссии, и
механизм размножения денег (кредитная
система), в нее можно включить и торговые
сети и многое другое: все, что
способствует товарному обращению между
субъектами производства.
Система разделения
труда может быть не только денежной,
но и любой
другой. Если мы сможем
придумать метод, при помощи
которого разделение труда будет реализовано
более эффективно, нежели при
помощи денег, то наверняка мы можем
заменить ей денежную систему. Например,
в условиях войны государство практически
полностью мобилизует промышленность
на военные нужды и вводит
директивное управление экономикой.
Ясно, что в таких условиях
нет места свободному товарообмену,
а деньги играют чисто
номинальную роль.
Стало быть,
механизм разделения труда,
который применяется в
государстве зависит
от конкретной ситуации,
в которой находится
государство.
Различные формы реализации
финансовой системы по-разному
стимулируют развитие технологий, качество
продукции, удовлетворение нужд
потребителей.
Допустим, что
одна система создает конкурентную
среду, ведущую к
технологическому
прогрессу, но не позволяет сделать количественный
скачок в объемах производства
в течение короткого времени,
а другая система действует
наоборот – позволяет совершить быстрый
скачок в короткое время, но
не создает конкурентную среду. Если
у нас отсталое либо разрушенное
войной государство, то мы можем применить
второй вариант финансовой системы
на достаточно небольшой
срок. После совершения
рывка в объемах производства,
тогда, когда потенциал этой системы
«выдохнется», мы должны применить
первый вариант на неопределенный исторический
срок.
Если мы придумаем
какую-либо иную систему, хорошо
обеспечивающую
разделение труда,
то она может быть вполне
приемлемой. Единственным критерием
ее приемлемости может быть лишь то,
насколько удобно при этом осуществляется
товарообмен, насколько велики
издержки, возникающие при этом,
насколько она стимулирует технический
прогресс.
Например, в
сегодняшней России доля производственных
затрат в
розничной цене продукции
зачастую составляет 20-30 % .
Известны случаи, когда она доходит
до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные
затраты: надбавленная стоимость
создаваемая предпринимателем,
вложившим в дело капитал,
перепродавцами продукции. Все
это можно включить в издержки
обращения. Они по порядку величины равны
или превышают в несколько раз сами
производственные затраты. Факт того,
что издержки обращения велики, говорит
о том, что главная задача государства
исполняется плохо.
В любой системе важен
любой фактор, влияющий на ее устойчивость.
Если
мы хорошо изучим конкретную
финансовую систему, то мы можем
найти в ней слабое звено. Оно может
быть, на первый взгляд, весьма незначительным.
Если мы воздействуем на него,
мы можем порвать в
цепи слабое звено, дестабилизировать
систему и достигнуть разрушения всей
системы[1].
В современных условиях
финансовая система состоит их четырех
звеньев –
государственного
бюджета, муниципальных финансов,финансов
государственныхпредприятий и специальных
правительственных фондов. В совокупности
они и составляютсвоеобразнуюфинансовуюоснову
социально-экономической деятельности
государства.
Разные звенья финансовой
системы обслуживают разные виды
финансового
межотраслевое
и межтерриториальное
– государственным
бюджетом,
внебюджетными фондами.
Центральное место
в финансовой системе занимает государственный
бюджет
– самый крупный
денежный фонд, который использует
правительство для финансирования
своей деятельности. За счет
государственного бюджета
содержатся армия,
полиция, значительная часть
здравоохранения, сего
помощью государство
оказывает воздействие на экономические
процессы.
В силу своего особого
положения государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями
финансовой системы, оказывая
им при необходимости помощь. Она
производится путем передачи денежных
средств из центральногогосударственного
фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий и специальным правительственным
фондам.
Государственный
бюджет состоит из
двух взаимосвязанных
и
взаимодополняющих
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают
денежные средства для
финансирования деятельности государства,
какие слои общества отчисляют на содержание
государства больше всего из своих
доходов. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются
аккумулируемые государством средства.
В каждой стране
структура бюджета имеет свои
особенности. Она
определяется экономическим
потенциалом страны, масштабностью
задач, решаемых государством на
данном этапе развития, ролью
государства в экономике, состоянием
международных отношений и рядом других
факторов.
На уровне штатов, земель
областей, городов, районов действуют
местные
органы власти.
Их деятельность финансируется
за счет местных денежных фондов
– местных финансов. Как правило, они
не являются составной частью
государственного бюджета, относительно
самостоятельны.
В современных
условиях во всех странах
наблюдается тенденция
опережающего роста
местных финансов по сравнению
с финансами центральных правительств,
что свидетельствует о возрастающей
роли местных органов власти как
в экономических, так и политических процессах
общества.
Составными частями
местных финансов являются: местные бюджеты,
местные фонды специального назначения
и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет
имеет такую же структуру,
как и центральный. Он
включает доходы и
расходы местных органов власти, действует
на территории административных единиц,
органы которых его принимали.
Доходная часть
местного бюджета формируется
за счет налоговых
поступлений, являющихся
собственностью местных органов власти,
субсидий и дотаций из центрального
бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как
правило, подразделяются на несколько
групп. Первую
группу во
всех странах составляют
налоги, которые используются
исключительно для
формирования местного бюджета.
Вторая группа отражаетспецифику
налоговой системы страны. Особую группу
налогов, поступающих в местный бюджет,
составляют налоги на занятие торговлей
и выдачу лицензий.
Местные органы власти,
распоряжаясь принадлежащей им
собственностью,
получают дополнительные
средства в бюджет.
Доходная часть
местных бюджетов недостаточна
для финансирования
деятельности местных
органов власти. Поскольку их деятельность
связана не только с выполнением
местных задач, но и
участием в выполнении общегосударственных
программ, правительство из
государственного бюджета выделяет
им финансовую помощь в виде субсидий
и субвенций. И субсидия,
и субвенция – это государственная дотация
местному бюджету.
Несмотря на юридическую
самостоятельность бюджета, тем
не менее,
получая из центрального
бюджета 30-40% доходов, местные
органы власти вынуждены в своей
деятельности постоянно принимать
во внимание решения центрального
правительства. В противном случае дотации
могут быть сокращены либо совсем прекращены.
Несмотря на
проводимую во многих
странах приватизацию,
государственный сектор
в экономике продолжает играть большую
роль.
Основной источник
финансов государственных
предприятий
определяется их взаимоотношениями
с центральным правительством.
С одной стороны, они, как и все фирмы
и компании страны, обязаны платить
налоги в государственный и
местный бюджет, с другой
– получают субсидии
из центрального бюджета для
финансирования своей деятельности.
Во многих странах в целях обеспеченияформирования
финансов государственных предприятий
центральные правительства законодательно
уменьшают им налоги (или совсем
освобождают от уплаты налогов).
Главной особенностью
государственных предприятий является
их
обычно невысокая
рентабельность, хотя в отдельных
фирмах эффективность производства
не уступает частным предприятиям.
Разные уровни рентабельности
отражаются на формировании финансов
государственных
предприятий. Те государственные
предприятия, которые всостоянии
действовать рентабельно, то
есть не только возмещает
свои