Финансы малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства
1.1 Критерии малого предприятия
1.2 Сущность малых предприятий
1.3 Малый бизнес в развитии экономики
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
2.4.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Техмашсервис»
2.4.2 Оценка имущественного положения ООО «Техмашсервис»
2.4.3 Оценка финансового положения ООО «Техмашсервис»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.курсовая.docx

— 120.11 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства

1.1 Критерии малого предприятия

1.2 Сущность малых предприятий

1.3 Малый бизнес в развитии  экономики       

Глава 2. Организация финансов малого предприятия

2.1 Управление финансами  на малых предприятиях

2.2 Финансовые ресурсы  предприятия

2.3 Финансовое планирование

2.4 Финансовой анализ деятельности  ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»

2.4.1 Технико-экономическая  характеристика предприятия ООО  «Техмашсервис»

2.4.2 Оценка имущественного  положения ООО «Техмашсервис»

2.4.3 Оценка финансового  положения ООО «Техмашсервис»

Глава 3. Способы государственной  поддержки малого предпринимательства

3.1 Нормативная база поддержки  малого предпринимательства

3.2 Основные особенности  сегмента малого предпринимательства  с точки зрения воздействия  на него кризисных явлений  в экономике Российской Федерации

3.3 Меры, направленные на  развитие малого предпринимательства  в условиях «кризиса»

Расчетная часть

Заключение

Список литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние два года в  российской политике и экономике  наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение  общей среды деятельности субъектов  малого предпринимательства. Курс Президента Российской Федерации на создание условий  для нормального предпринимательства  в стране, концепция государственной  поддержки малого предпринимательства, принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства  РФ по дебюрократизации экономики, внушают  надежду на изменение ситуации к  лучшему.

Однако имеют место  и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие  новые трудности. К их числу следует  отнести, прежде всего, недостаточную  эффективность государственной  политики в отношении малого предпринимательства, продолжающуюся – под флагом «облегчение  налоговой нагрузки» на малый  бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность  финансово-кредитных и имущественных  ресурсов.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы  малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. Для России, находящейся  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что  в настоящий момент малые предприятия  вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием  и повышением эффективности использования  своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.

Объектом курсовой работы являются финансы малого предпринимательства.

Предметом исследования –  сущность, критерии, и организация  финансов малого предпринимательства.

Основной целью настоящей  курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства 

Цель работы позволила  сформулировать следующие задачи, которые  решались в данной работе:

1. Сущность и критерии  малого предпринимательства.

2. Организация финансов  малого предпринимательства.

3. Способы государственной  поддержки малого предпринимательства.

При написании данной курсовой работы были использованы методы и  инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы, метод наблюдения, метод  экспертных оценок.

В качестве базы для анализа  были использованы данные бухгалтерского баланса и другие формы отчетности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС».

Курсовая работа состоит  из введения, трех частей, заключения, списка литературы и расчетной части (вариант 1.1).

В первой части, рассматриваются  теоретические вопросы темы исследования, которые освещают сущность, критерии и организацию финансов предприятия, особенности формирования финансовых ресурсов предприятия, сущность, методы и необходимость финансового  менеджмента, а также специфика  финансового планирования на предприятии  в современных условиях.

Во второй части настоящей  курсовой работы дана общая характеристика организации финансов малого предпринимательства  и рассмотрен анализ ликвидности  и финансовой устойчивости предприятия  ООО «ТЕХМАШСЕРВИС».

В третьей части курсовой работы на основании полученных результатов  в предыдущих двух главах представлены способы государственной поддержки  малого предпринимательства.

 

 

 1.  Сущность и критерии малого предпринимательства

Финансы - система экономических  отношений, в процессе которых происходят формирование, распределение и использование  централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств в целях  выполнения функций и задач хозяйствующего субъекта и обеспечения условий  расширенного воспроизводства и  удовлетворения социальных потребностей персонала. Упрощая вышесказанное, можно сказать, финансы субъектов  хозяйствования, в частности малых  предприятий, представляют собой денежные отношения, связанные с формированием  и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких  источников, как: собственные и приравненные к ним средства; мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения.

Финансы - это не сами деньги, а денежные отношения, посредством  которых происходит распределение  и перераспределение стоимости  валового общественного продукта. В  результате формируются денежные доходы и накопления у предприятий и  государства, которые используются на расширенное воспроизводство  и удовлетворение социальных и иных потребностей общества.

 

1.1.  Критерии малого предприятия

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся:

1. Коммерческие организации,  для которых установлены рамки  по доле участия различных  лиц в уставном капитале по  численности работников. Так, коммерческая  организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических  лиц, не являющихся cyбъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность  работников за отчетный период не превышает  предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической  сфере 60, оптовой торговле — 50, розничной  торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, также являются субъектами  малого предпринимательства.

Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.

 

1.2.  Сущность малых предприятий

Сущность финансов как  экономической категории отражается в их функциях. В финансовой литературе сложились две основные позиции  по этому вопросу.

1.Финансы предприятий  выполняют 2 функции: распределительную  и контрольную.

2. Финансы имеют 3 функции:  образование доходов (накопление  капитала; осуществление расходов (распределительная); контроль эффективности.

Вторая позиция более  широко толкует распределительную  функцию.

Посредством финансового  механизма происходит распределение  финансов, то есть формирование фондов денежных средств и их использование  по целевому назначению (уставный фонд, фонд развития производства, фонд материального  поощрения, резервный фонд и т.д.).

Контролирующая функция  финансов позволяет узнать, насколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие  фонды, эффективно ли они используются. Инструментом реализации контрольной  функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в  финансовых показателях, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности предприятия. Финансовые показатели позволяют увидеть  различные стороны работы предприятия  и оценить результаты хозяйственной  деятельности.

Таким образом, по экономической  сущности финансы предприятий представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов  и фондов предприятий.

Материальным носителем  финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в  распоряжении предприятий и предназначены  для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Финансовые ресурсы представлены в форме  прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и страховых  фондов.

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого  понятия.

Все мелкие и средние предприятия  можно условно разделить на две  группы.

Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные  с крупным бизнесом. Оставаясь  юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного  круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся  предприятия малого бизнеса, непосредственно  конкурирующие на рынке с предприятиями  крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность  быстро реагировать на требования рынка  и удовлетворять возникающий  спрос на товары и услуги; существенно  меньший стартовый капитал, что  позволяет свободнее маневрировать  по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить  ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих  рынку довольно высокие цены.

Для формирования малого бизнеса  необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

К экономическим условиям относятся:

− предложение товаров и спрос на них;

-  виды товаров, которые могут приобрести покупатели;

-  объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;

-  избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для  финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные  учреждения.

Всем этим занимается множество  организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

-  банки, оказывающие финансовые услуги;

-  поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;

-  оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;

-  специализированные фирм и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

-  агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;

-  учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;

-  прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

-  средства связи и передачи информации.

Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей  приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности  могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие  на образ жизни потребителей и  опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его  отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих  мест и др.).

 

1.3.  Малый бизнес в развитии экономики

Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации  обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для  обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и  т.п.

Информация о работе Финансы малого предприятия