Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа
Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов сформулированы в ее признаках.
Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов сформулированы в ее признаках.
Признаки фирмы
Фирма — это такой агент, который выполняет функцию производства в промышленном масштабе.
Самостоятельность фирмы понимается как:
Самостоятельность фирмы выражается в особом наименовании фирмы — ее торговой марке.
При этом под товарами и услугами понимаются исключительно экономические блага, то есть такие объекты, которых недостаточно для обеспечения потребности всех желающих при нулевой цене. Именно недостаточность благ для полного обеспечения потребности общества составляет основу обмена, рыночного взаимодействия, поддержка которого в его воспроизводственной части и осуществляется фирмой. Другими словами, фирма — это инструмент альтернативного распределения ресурсов в экономике между конкурирующими возможностями их использования.
Согласно данному
критерию, некоммерческие организации
- учреждения, доходы которых изначально
предполагаются в размерах, только покрывающих
их издержки, - не рассматриваются в качестве
фирм, так как для них характерны несколько
иные стереотипы поведения в экономике.
редполагается, что прибыль всегда присутствует
в деятельности фирмы, либо как главная
цель, либо как один из значимых критериев
ее поведения.
Рекомендации по совершенствованию структуры и состава кадров ОАО «ТАЙГА»
3.1 Предложения по созданию отдела маркетинговой деятельности в ОАО «Тайга»
В ходе проведенного анализа состава и структуры кадров ОАО «Тайга», изложенного в главе 2, выяснилось, что перед данным предприятием стоит задача приспособления к новым требованиям к организационной структуре фирмы. В настоящее время во многих фирмах открываются отделы маркетинговой деятельности, способствующие достижению целей предприятия – получению прибыли.
В ОАО «Тайга»
сложились следующие
-возникновение и успешное функционирование на рынке фирм-конкурентов,
-стремление ОАО «Тайга» к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибылей,
-превышение предложения над спросом, то есть недостаточно насыщенный покупателями имеющийся рынок сбыта и т. д.
Итак, в ОАО «Тайга», имеющем централизованную структуру управления, целесообразно создавать не целый аппарат маркетинговой службы, а маркетинговый отдел, который можно было бы объединить в единый отдел конъюнктуры рынка, спроса, рекламы и сбыта продукции. Иными словами создать отдел, который бы координировал все аспекты производственно-сбытовой деятельности по каждому продукту или группам продуктов.
В таблице 3.1 представлены основные функции и задачи отдела маркетинга.
Таблица 3.1
Функции и задачи
отдела маркетинга
|
Структура и численность отдела маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода предприятия, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, очень сложные, и на этом нельзя экономить.
Учитывая вышеизложенное,
для ОАО «Тайга» предлагается
следующая организационная
Рис. 3.1 Организационная
структура отдела маркетинговой
деятельности
Цель отдела маркетинга – обеспечение рентабельности всей производственно-финансовой деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счет достижения устойчивых связей с определенными сегментами рынка, расширение операций и т. д.
Исходя из вышеизложенного, состав и структура персонала маркетингового отдела должны выглядеть следующим образом:
А. структура кадров:
Специалист – 2 человека,
Руководитель – 1 человек.
Б. Распределение специалистов по категориям:
Специалист 1 категории – 1 человек,
Специалист 2 категории – 1 человек.
В. уровень образования:
Высшее образование по данной специальности – 3 человека.
Г. возрастная структура:
Специалист 1 категории, специалист 2 категории, начальник отдела – до 40 лет.
Д. распределение по полу:
Специалист 1 категории – женщина, специалист 2 категории - мужчина, начальник отдела – мужчина.
Е. стаж работы:
Специалист 1 категории, специалист 2 категории – не менее трех лет по данной специальности, начальник отдела – не менее трех лет стажа руководящей работы на аналогичных предприятиях.
В итоге для создания отдела маркетинга нужны специалисты с высшим образованием до 40 лет, опытом работы в данной должности не менее трех лет. Такие требования вполне объяснимы. В настоящее время ОАО «Тайга» не может позволить себе финансовых затрат на обучение персонала, а также ОАО «Тайга» ограничены временем следовательно на момент создания отдела необходимы высококвалифицированные молодые специалисты.
То, что отдел
должен возглавлять мужчина
Теперь после определения кадровой структуры и состава отдела маркетинга целесообразным будет переход к расчетам экономических затрат на содержание отдела.
Итак, структура затрат сложится следующим образом:
Фонд оплаты труда:
Начальник отдела 2000 руб. * 12 мес. = 24000 руб.;
Специалист 1 категории 1600 руб. * 12 мес. = 19200 руб.;
Специалист 2 категории 1400 руб. * 12 мес. = 16800 руб.
Итого: ФОТ в год 60000 руб.
2. Начисление ФОТ в год: 60000 * 38,7% = 23200 руб.
3. Канцелярские и хозяйственны расходы в год:
1500 * 12 мес. = 18000руб.
4. Расходы и
проведение маркетинговых
Стоит отметить, что расходы на коммунальные услуги будут входить в общие расходы ОАО «Тайга».
Итого затраты на содержание маркетингового отдела в год составляет 111200 руб.
Следующим этапом
будет определение
Анализируя рыночные сегменты, которые охватывает ОАО «Тайга», можно сделать следующее заключение: ОАО «Тайга» не имеет выхода на международный рынок. Специалисты маркетингового отдела могут разработать план выхода на международный рынок со своей продукцией. Принимая во внимание, что спрос зарубежных партнеров на российскую безалкогольную экологически чистую продукцию существует и имеет тенденцию роста. Следовательно, имея производственные мощности и последовательную четкую программу вступления на международный рынок, экономически обоснованную отделом маркетинга, ОАО «Тайга» сможет увеличить выпуск продукции на 7 – 10%. По отношению к валовой прибыли 1999 г. сумма прироста составит 19933,3 – 28561,9 тыс. руб.
В цели маркетингового отдела входит анализ конкурентоспособности предприятия. Учитывая, что в 1999 г. доля ОАО «Тайга» на рынке безалкогольной продукции составила 14%, следовательно, 1% рынка в денежном выражении валового выпуска составляет валовой выпуск: 14 = 285619 : 14 = 20404,36 тыс. руб. Успешно разработанная программа маркетингового отдела позволит повысить долю рынка, приходящуюся на ОАО «Тайга». Каждый процент охвата рынка позволит ОАО «Тайга» увеличить валовой выпуск на 20404,36 тыс. руб.
Хотелось бы отметить, что эффективная реклама способствует увеличению объема валового дохода на 15% в год, следовательно, правильно организованная маркетинговым отделом рекламная компания может принести 42842,85 тыс. рублей прироста дохода от реализации продукции.
Маркетинговый отдел своей деятельностью и полезным эффектом в состоянии окупить затраты на свое содержание по любому из указанных выше мероприятий. Поскольку прибыль по каждому мероприятию превышает затраты на организацию деятельности отдела маркетинга.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что отдел маркетинга станет для ОАО «Тайга» дополнительной реальной возможностью увеличить объем реализуемой продукции, расширить долю рынка, организовать международную торговлю, увеличить объем полученной чистой прибыли и т. д. Согласно проведенному анализу полезный эффект от внедрения маркетингового отдела будет много больше, нежели материальные затраты на его содержание.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе маркетинговой деятельности очень важной является проблема сбыта. Речь идет о выборе эффективной системы, каналах и методах сбыта. Это предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированной на достижение намеченных конечных результатов.
Согласно анализу,
приведенному в параграфе 2.2 – 2.3, сбытовой
отдел функционирует
3.2 Предложения по совершенствованию деятельности отдела сбыта ОАО «Тайга»
Анализ хозяйственной
деятельности ОАО «Тайга» позволяет
сделать вывод о необходимости
совершенствования деятельности отдела
сбыта продукции с целью