Фондовая биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Существует две организационные формы рынка ценных бумаг: биржевой рынок (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.
Важнейшей из этих форм является фондовая биржа, которая ор¬ганизует, контролирует и регулирует процесс купли-продажи цен¬ных бумаг. Соединяя вместе будущих инвесторов и владельцев сбе¬режений, она способствует межотраслевому и межрегиональному перемещению финансовых потоков, без которого рыночная система функционировать не может.

Вложенные файлы: 1 файл

Фондовая биржа. 2013..doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм и его рычаги и стимулы.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия. Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики (рис. 1).

Рис. 1. Составные части финансовой политики

Источник: [2, с.28]

 

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В свою очередь, в составе бюджетно-финансовой политики приобретает относительную самостоятельность инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика межбюджетных отношений. Сочетание данных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему управления, которая соответствует потребностям экономики.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения. В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика.

Финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как МВФ, МБРБ, ЕБРР и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.

Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержке сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

Дефляционная политика представляет собой систему мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса, посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Дефляционная финансовая политика проводится путем увеличения налогов при одновременном снижении уровня государственных расходов, сохранении эмиссии денег, повышении учетной ставки.

Рефляционная финансовая политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Рефляционная финансовая политика проводится путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, снижения процентных ставок.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая стратегия – это генеральный план действия по обеспечению государств (предприятий) необходимыми денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг.

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства (предприятия) необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректировать и изменяться.

Финансовая тактика подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления и способы использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику следует рассматривать в качестве определенного этапа (стадии) реализации финансовой стратегии.

Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из за дач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

Таким образом, налоговая, бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политики являются важнейшими составляющими финансовой политики государства и инструментами регулирования экономической жизни государства.

Дадим оценку реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь за 2011-2012 годы. Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 годы приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели консолидированного бюджета

Республики Беларусь за 2011-2012 годы 

Период

Доходы

Расходы

Дефицит (-),

профицит  (+) бюджета

 

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

2011 год

85 608,3

28,8

79 428,2

26,7

6 180,1

2,1

2012 год

157 955,0

30,0

155 169,1

29,4

2 785,9

0,5


Источник: Собственная разработка  на основании данных [6]

 

За 2012 год доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7% выше уровня 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,7 п.п., составив 29,4% ВВП.

Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5% ВВП (в 2011 году профицит составлял 2,1% ВВП).

Дадим оценку динамики состава и структуры доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь  за 2011-2012 годы (табл. 2).

Таблица 2

Динамика состава  и структуры  доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 годы

Показатели

2011 год 

2012 год

Отклонение, +/-

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

Доходы  всего, в том числе:

85 608,3

100,0

157 955,0

100,0

72 346,7

-

1. Налоговые доходы, из них

73 445,9

85,8

138 012,0

87,4

64 566,1

1,6

Подоходный налог

9 316,4

10,9

19 318,5

12,2

10 002,1

1,3

Налог на прибыль

8 688,9

10,1

19 534,6

12,4

10 845,7

2,3

Налоги на собственность

2 549,2

3,0

5 187,2

3,3

2 638,0

0,3

НДС

26 498,5

31,0

45 456,9

28,8

18 958,4

-2,2

Акцизы

5 599,5

6,5

11 190,7

7,1

5 591,2

0,6

Налоговые доходы от ВЭД

15 146,9

17,7

25 474,9

16,1

10 328,0

-1,6

Прочие налоги

5 646,5

6,6

11 849,2

7,5

6 202,7

0,9

2. Неналоговые доходы

12 000,5

14,0

19 600,6

12,4

7 600,1

-1,6

3. Безвозмездные поступления

161,9

0,2

342,4

0,2

180,5

-


Источник: Собственная разработка на основании данных [6]

 

Основная доля доходов консолидированного бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18%. Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 19,6 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличились на 2,6% в реальном выражении.

Основную долю в налоговых поступлениях составляют НДС, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Формирование налоговых доходов за 2012 год обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость на 28,8%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (16,1%), налога на прибыль (12,4%), подоходного налога (12,2%), акцизов (7,1%), налогов на собственность (3,3%).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,3 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2012 году составили:

  • по налогу на добавленную стоимость 45,5 трлн. руб. (увеличение к 2011 году в реальном выражении на 7,8%);
  • по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6%);
  • по налогу на прибыль 19,5 трлн. руб. (увеличение на 41,2%);
  • по подоходному налогу 19,3 трлн. руб. (увеличение на 30,3%);
  • по акцизам 11,2 трлн. руб. (увеличение на 25,5%);
  • по налогам на собственность 5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8%).

В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рис. 2).

Рис. 2. Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2012 год, %

Источник: Собственная разработка на основании данных [6]

 

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Информация о работе Фондовая биржа