Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, как фонды денежных средств предназначенные для выполнения функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны, финансирование социальных программ. В связи с заявленной целью поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность Резервного фонда и Фонда национального благосостоянии.
ВВЕДЕНИЕ……………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ…..
1.1 Понятие резервного фонда РФ, его функции и задачи…………………...6
1.2 Управление резервным фондом РФ, его использование, отчетность и аудит……………………………….……...10
ГЛАВА 2. ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Формирование и использование средств фонда …………………………..14
2.2 Управление средствами фонда ……………………………………………..17
2.3. Отчетность и аудит Фонда …………………………………………………26
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Резервного ФОНДА и Фонда НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ
3.1 Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов…………………………………………36
3.2 Основные проблемы и пути их решения ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...48
Таблица №1
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП |
01.04.2013 |
83,93 |
2 608,69 |
3,9% |
01.03.2013 |
84,68 |
2 592,89 |
3,9% |
01.02.2013 |
86,24 |
2 589,45 |
3,9% |
01.01.2013 |
62,08 |
1 885,68 |
3,0% |
01.12.2012 |
61,40 |
1 906,89 |
3,1% |
01.11.2012 |
61,35 |
1 934,08 |
3,1% |
01.10.2012 |
61,46 |
1 900,13 |
3,0% |
01.09.2012 |
60,48 |
1 953,11 |
3,1% |
01.08.2012 |
59,87 |
1 927,12 |
3,1% |
01.07.2012 |
60,50 |
1 985,45 |
3,2% |
01.06.2012 |
60,21 |
1 953,88 |
3,1% |
01.05.2012 |
62,16 |
1 825,28 |
2,9% |
01.04.2012 |
62,28 |
1 826,62 |
2,9% |
01.03.2012 |
62,40 |
1 806,47 |
2,9% |
01.02.2012 |
61,36 |
1 863,06 |
3,0% |
01.01.2012 |
25,21 |
811,52 |
1,5% |
01.12.2011 |
25,60 |
801,77 |
1,5% |
01.11.2011 |
26,42 |
790,02 |
1,4% |
01.10.2011 |
25,85 |
823,87 |
1,5% |
01.09.2011 |
26,76 |
772,28 |
1,4% |
01.08.2011 |
26,55 |
734,98 |
1,3% |
01.07.2011 |
26,60 |
746,84 |
1,4% |
01.06.2011 |
26,57 |
745,86 |
1,4% |
01.05.2011 |
27,11 |
745,71 |
1,4% |
01.04.2011 |
26,33 |
748,53 |
1,4% |
01.03.2011 |
26,12 |
755,82 |
1,4% |
01.02.2011 |
25,96 |
770,24 |
1,4% |
01.01.2011 |
25,44 |
775,21 |
1,7% |
01.12.2010 |
40,88 |
1 279,85 |
2,8% |
01.11.2010 |
41,81 |
1 286,99 |
2,8% |
01.10.2010 |
41,39 |
1 258,26 |
2,8% |
01.09.2010 |
40,08 |
1 228,93 |
2,7% |
01.08.2010 |
40,59 |
1 225,17 |
2,7% |
01.07.2010 |
39,32 |
1 226,57 |
2,7% |
01.06.2010 |
39,27 |
1 197,66 |
2,7% |
01.05.2010 |
40,59 |
1 188,70 |
2,6% |
01.04.2010 |
52,90 |
1 553,28 |
3,4% |
01.03.2010 |
58,90 |
1 763,89 |
3,9% |
01.02.2010 |
59,91 |
1 823,26 |
4,0% |
01.01.2010 |
60,52 |
1 830,51 |
4,7% |
01.12.2009 |
75,07 |
2 238,58 |
5,8% |
01.11.2009 |
77,18 |
2 242,09 |
5,8% |
01.10.2009 |
76,37 |
2 298,00 |
5,9% |
01.09.2009 |
85,74 |
2 706,82 |
7,0% |
01.08.2009 |
88,53 |
2 811,34 |
7,2% |
01.07.2009 |
94,52 |
2 957,54 |
7,6% |
01.06.2009 |
100,95 |
3 127,93 |
8,1% |
01.05.2009 |
106,81 |
3 551,47 |
9,2% |
01.04.2009 |
121,06 |
4 117,67 |
10,6% |
01.03.2009 |
136,33 |
4 869,74 |
12,5% |
01.02.2009 |
137,34 |
4 863,80 |
12,5% |
01.01.2009 |
137,09 |
4 027,64 |
9,8% |
01.12.2008 |
132,63 |
3 661,37 |
8,9% |
01.11.2008 |
134,60 |
3 572,78 |
8,7% |
01.10.2008 |
140,98 |
3 559,19 |
8,6% |
01.09.2008 |
142,60 |
3 504,62 |
8,5% |
01.08.2008 |
129,68 |
3 040,37 |
7,4% |
01.07.2008 |
130,30 |
3 056,52 |
7,4% |
01.06.2008 |
129,32 |
3 069,94 |
7,4% |
01.05.2008 |
129,80 |
3 069,47 |
7,4% |
01.04.2008 |
130,48 |
3 068,43 |
7,4% |
01.03.2008 |
127,81 |
3 082,28 |
7,5% |
01.02.2008 |
125,19 |
3 057,85 |
7,4% |
Минфин России информирует о результатах размещения средств Резервного фонда по состоянию на 1 апреля 2013г.
Совокупный объем Резервного фонда составил 2 608,69 млрд. рублей, что эквивалентно 83,93 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:
- 38,08 млрд. долларов США;
- 29,40 млрд. евро;
- 5,40 млрд. фунтов стерлингов.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2013г. составила 0,15 млрд. долларов США, что эквивалентно 4,68 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2013г. составила положительную величину 9,54 млрд. рублей.
Таким образом, резервный фонд представляет собой часть
средств федерального бюджета, подлежащих
обособленному учёту и управлению в целях
осуществления нефтегазового трансферта
в случае недостаточности нефтегазовых
доходов для финансового обеспечения
указанного трансферта.
Резервный фонд - вовсе не российское изобретение.
Такие фонды часто учреждают сильно зависимые
от цен на сырье государства, вынужденные
создавать "подушку безопасности"
на случай внезапного обвала цен: Венесуэла,
Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и другие.
Примечательно, что сегодня ни одно государство
не хранит деньги такого фонда в родных
валюте и активах. Причины очевидны. Во-первых,
такой протекционизм может привести к
тому, что в случае кризиса страна лишится
всего и сразу. Во-вторых, каждый лишний
рубль в экономике разогревает инфляцию.
В-третьих, редкий актив в нестабильных
экономиках приносит доход.
Средства Резервного фонда РФ сегодня размещены на валютных счетах Банка России и вложены в облигации США, Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом. Средства норвежского фонда преимущественно вложены в акции. Причем, в отличие от наших управленцев, норвежцы не брезгуют и ценными бумагами российских компаний. По состоянию на 2010г. фонд вложил средства в 57 российских компаний, среди которых Газпром (0,65%) и ЛУКОЙЛ (1,07%).
Глава 2.Фонд национального благосостояния РФ: принципы формирования, основы управления и направления использования
2.1 Формирование и использование средств фонда
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
С 1 января 2010г. до 1 января 2015г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.10
Другим источником формирования
Фонда национального благососто
С 1 января 2010г. до 1 февраля 2015г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
С 1 января 2010г. до 1 января 2015г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.11
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010г. до 1 января 2015г. порядок
проведения расчетов и перечислений
средств в связи с
Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.
Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Правительство Российской
Федерации вправе до 1 января 2015г. без
внесения изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете на
2.2 Управление средствами фонда
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.13
Управление средствами
Фонда национального
Управление средствами
Фонда национального
1) путем приобретения
за счет средств Фонда
2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
2.3. Отчетность и аудит Фонда
Отчетность по операциям со средствами Фонда национального благосостояния
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.
С 1 января 2010г. до 1 января 2014г. Министерство финансов Российской Федерации не публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.16
Министерство финансов Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Правительство Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.
Информация о работе Формирование Резервного фонда и фонда национального благосостояния