Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, как фонды денежных средств предназначенные для выполнения функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны, финансирование социальных программ. В связи с заявленной целью поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность Резервного фонда и Фонда национального благосостоянии.
ВВЕДЕНИЕ……………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ…..
1.1 Понятие резервного фонда РФ, его функции и задачи…………………...6
1.2 Управление резервным фондом РФ, его использование, отчетность и аудит……………………………….……...10
ГЛАВА 2. ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Формирование и использование средств фонда …………………………..14
2.2 Управление средствами фонда ……………………………………………..17
2.3. Отчетность и аудит Фонда …………………………………………………26
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Резервного ФОНДА и Фонда НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ
3.1 Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов…………………………………………36
3.2 Основные проблемы и пути их решения ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...48
С 1 января 2010г. до 1 января 2014г. операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета не осуществляются и не отражаются в отчетности Министерства финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.17
Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.
С 1 января 2010г. до 1 января 2014г. Правительство Российской Федерации не предоставляет отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.
Аудит операций со средствами
Фонда национального
В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.18 Счетная палата Российской Федерации ежеквартально представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Фонда национального благосостояния.
Таблица №2
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП |
01.04.2013 |
86,76 |
2 696,73 |
4,1% |
01.03.2013 |
87,61 |
2 682,58 |
4,0% |
01.02.2013 |
89,21 |
2 678,63 |
4,0% |
01.01.2013 |
88,59 |
2 690,63 |
4,3% |
01.12.2012 |
87,47 |
2 716,61 |
4,4% |
01.11.2012 |
87,19 |
2 748,67 |
4,4% |
01.10.2012 |
87,61 |
2 708,58 |
4,3% |
01.09.2012 |
85,85 |
2 772,45 |
4,4% |
01.08.2012 |
85,21 |
2 742,85 |
4,4% |
01.07.2012 |
85,64 |
2 810,45 |
4,5% |
01.06.2012 |
85,48 |
2 773,78 |
4,4% |
01.05.2012 |
89,21 |
2 619,52 |
4,2% |
01.04.2012 |
89,50 |
2 624,78 |
4,2% |
01.03.2012 |
89,84 |
2 600,88 |
4,2% |
01.02.2012 |
88,33 |
2 682,21 |
4,3% |
01.01.2012 |
86,79 |
2 794,43 |
5,1% |
01.12.2011 |
88,26 |
2 764,40 |
5,1% |
01.11.2011 |
91,19 |
2 726,42 |
5,0% |
01.10.2011 |
88,69 |
2 827,10 |
5,2% |
01.09.2011 |
92,63 |
2 673,05 |
4,9% |
01.08.2011 |
92,70 |
2 566,04 |
4,7% |
01.07.2011 |
92,61 |
2 600,00 |
4,8% |
01.06.2011 |
92,54 |
2 597,55 |
4,8% |
01.05.2011 |
94,34 |
2 594,58 |
4,8% |
01.04.2011 |
91,80 |
2 609,66 |
4,8% |
01.03.2011 |
90,94 |
2 631,98 |
4,8% |
01.02.2011 |
90,15 |
2 674,53 |
4,9% |
01.01.2011 |
88,44 |
2 695,52 |
6,0% |
01.12.2010 |
88,22 |
2 761,96 |
6,1% |
01.11.2010 |
90,08 |
2 772,80 |
6,1% |
01.10.2010 |
89,54 |
2 722,15 |
6,0% |
01.09.2010 |
87,12 |
2 671,54 |
5,9% |
01.08.2010 |
88,24 |
2 663,76 |
5,9% |
01.07.2010 |
85,47 |
2 666,41 |
5,9% |
01.06.2010 |
85,80 |
2 616,54 |
5,8% |
01.05.2010 |
88,83 |
2 601,62 |
5,8% |
01.04.2010 |
89,58 |
2 630,27 |
5,8% |
01.03.2010 |
89,63 |
2 684,21 |
5,9% |
01.02.2010 |
90,63 |
2 757,89 |
6,1% |
01.01.2010 |
91,56 |
2 769,02 |
7,1% |
01.12.2009 |
92,89 |
2 769,84 |
7,1% |
01.11.2009 |
93,38 |
2 712,56 |
7,0% |
01.10.2009 |
91,86 |
2 764,37 |
7,1% |
01.09.2009 |
90,69 |
2 863,08 |
7,4% |
01.08.2009 |
90,02 |
2 858,70 |
7,4% |
01.07.2009 |
89,93 |
2 813,94 |
7,3% |
01.06.2009 |
89,86 |
2 784,14 |
7,2% |
01.05.2009 |
86,30 |
2 869,44 |
7,4% |
01.04.2009 |
85,71 |
2 915,21 |
7,5% |
01.03.2009 |
83,86 |
2 995,51 |
7,7% |
01.02.2009 |
84,47 |
2 991,50 |
7,7% |
01.01.2009 |
87,97 |
2 584,49 |
6,3% |
01.12.2008 |
76,38 |
2 108,46 |
5,1% |
01.11.2008 |
62,82 |
1 667,48 |
4,0% |
01.10.2008 |
48,68 |
1 228,88 |
3,0% |
01.09.2008 |
31,92 |
784,51 |
1,9% |
01.08.2008 |
32,69 |
766,48 |
1,9% |
01.07.2008 |
32,85 |
770,56 |
1,9% |
01.06.2008 |
32,60 |
773,93 |
1,9% |
01.05.2008 |
32,72 |
773,82 |
1,9% |
01.04.2008 |
32,90 |
773,57 |
1,9% |
01.03.2008 |
32,22 |
777,03 |
1,9% |
01.02.2008 |
32,00 |
783,31 |
1,9% |
Минфин России информирует о результатах размещения средств Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 апреля 2013 г.
Совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 696,73 млрд. рублей, что эквивалентно 86,76 млрд. долларов США, в том числе:
1) на отдельных счетах
по учету средств Фонда
- 27,66 млрд. долларов США;
- 24,15 млрд. евро;
- 4,39 млрд. фунтов стерлингов;
2) на депозитах во
Внешэкономбанке размещено 474,
Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке с января по март 2013г. составил 6,87 млрд. рублей, что эквивалентно 0,23 млрд. долларов США.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2013г. составила 0,12 млрд. долларов США, что эквивалентно 3,64 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2013г. составила положительную величину 1,65 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – 4,44 млрд. рублей.
Таким образом, Фонд Национального Благосостояния вещь принципиально новая для нашей пенсионной системы и является частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.
Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития
3.1. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов
В настоящее время в
Бюджетный кодекс РФ (ст. 96.9) определяет, что резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Предполагается, то резервный фонд
Фонд национального благосостояния (ФНБ) должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
Фонд национального благосостояния
является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью
устойчивого механизма пенсионного обеспечения
Наличие у нас в стране такого
финансового инструмента как Резервный фонд и ФНБ – очевидный шаг к решению
С первого взгляда кажется, что фонды имеют две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.
Однако, что вызывает волну критики,
так это то, как именно деньги, полученные от нефти,
К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:
· для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;
· ставки по вложениям в гособлигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличиваются объем процентных расходов.
Чтобы сравнить эффективность направлений расходов - за границу вкладывать или в развитие своей страны, можно сопоставить следующее. Сейчас Америка дает 40% мировой наукоемкой продукции. Это локомотивы экономического роста, где темпы не 3-4%, а 30-40% в год. При этом одну четверть американского хай-тека дают бывшие российские специалисты, уехавшие за рубеж. Россия сегодня дает полпроцента мирового рынка высокотехнологической продукции. Получается, что российские специалисты за рубежом производят в несколько раз больше высокотехнологической продукции, чем вся наша страна, все, работающие здесь.
Здесь стоит указать не только на неэффективное вложение средств в зарубежные активы, но и на неэффективное использование тех же средств в условиях отечественной экономики: еще ни одна государственная программа по модернизации экономики рапортует о неудовлетворительных результатах.
Т. о., возможны как позитивные, так и негативные последствия
1. Обеспечение устойчивости расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
В случае снижения, начиная с 2009
г., цен на нефть накопленных к этому моменту объемов Резервного
2. Защита накопленных бюджетных ресурсов от возможной девальвации рубля.
При снижении мировых цен на
сырье становится вероятной коррекция обменного курса
3. Перечисление дополнительных доходов на финансирование приоритетных расходов бюджета.
4. Формирование за счет аккумулированных доходов фондов поддержки налоговой реформы. Предполагается в период проведения налоговой реформы направлять средства фондов на финансирование социальных институтов.
Возможны и негативные последствия
Конечно, расформирование
В результате производство
В обществе же тем временем усиливается
социальное расслоение —
Налицо необходимость
кардинальных изменений в
Однако даже создание новых фондов
может привести к ряду
С одной стороны, механическое накопление поступающих в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния средств на счетах в Банке России может привести к избыточному стерилизационному эффекту и тем самым к ухудшению макроэкономической ситуации.
С другой стороны, по мере исчерпания фондов становится неизбежным сокращение финансирования социальных расходов, отсутствие решения проблемы стерилизации избыточной, эмиссии, увеличение зависимости расходов от мировых цен на сырье. Кроме того, избыточное софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ может привести к отсутствию возможности стерилизации эмиссии, т. е. может возникнуть угроза трансформации денежных средств в наиболее инфляционно опасную налично-денежную форму.
3.2 Основные проблемы и пути их решения
Резервный фонд и ФНБ помимо прочих полезных функций должны способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста. Однако, в условиях, когда государство не исполняет текущие социальные обязательства, а средний размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное «далеко» просто неприлично. С этой позиции они встретил множество критики со стороны общественного мнения.
Самый сложный вопрос
- кому доверить управление средствами фондов. В странах, где действуют
Информация о работе Формирование Резервного фонда и фонда национального благосостояния