Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Достижение поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
- определить основы организации финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;
- раскрыть основные источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования;
- рассмотреть понятие бюджетной сметы и определить порядок ее составления и исполнения;
- рассмотреть основные методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- дать социально-экономическую характеристику деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»;
- проанализировать особенности формирования и использования финансовых средств МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования согласно смет доходов и расходов;
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов
и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации …… 7
1.1. Основы организации финансирования бюджетных учреждений …… 7
1.2. Источники средств бюджетных учреждений и направления их
расходования …………………………………………………………... 13
1.3. Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения …………………………………………….. 27
1.4. Методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов
бюджетных учреждений ……………………………………………… 32
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» …………………………………………………………. 39
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии» ……………………………………………….. 39
2.2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным источникам финансирования …...……… 42
2.3. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по внебюджетным источникам финансирования …….. 53
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы
доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» ………………………………………………………….. 62
3.1. Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов
и пути их решения …………………………………………………… 62
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования
и исполнения сметы доходов и расходов …………………………… 66
Заключение ………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников и литературы …………………………... 74
Отмечая особенности коммерческой деятельности в культурной сфере, следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет «вещного» содержания товара, он здесь носит характер услуги, т.е. некоторого комплекса работ, выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и организаций.
Успех коммерческой деятельности зависит от целого ряда технологий и приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и маркетингом. Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных групп, организаций. Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая предполагает владение специальной технологией, а точнее, это процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на идеи и услуги путем их разработки, продвижения и реализации (обмена).
Поэтому МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» необходимо развитие маркетинга и менеджмента.
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования и
исполнения сметы доходов и расходов
Таким образом, для стабильного формирования бюджетных средств в общем объеме финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» предлагаются следующие направления совершенствования системы финансирования:
1) Создание бюджетной
2) Эффективное использование бюджетных средств;
3) Развитие внебюджетной деятельности.
Предлагается первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных программ – бюджетную многоканальность, которая означает финансирование МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» и программ, как из бюджетов различных уровней, так и путем привлечения средств иных юридических лиц.
Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам:
1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах.
2. Субсидии возмещения – в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры – при условии соответствия таких программ федеральным приоритетам культурного развития территорий.
3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). Суть «встречного финансирования» заключается в фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии». В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» сумме. За основу при таком финансировании рекомендуется брать сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из внебюджетных источников.
Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии», участвующей в финансировании социально-культурных проектов и программ.
Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) должны определяться, прежде всего, степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам социально-культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных.
Следующим направлением совершенствования использования финансовых средств учреждения является экономия средств бюджетного финансирования по различным направлениям. В работе определено, что перспективным направлением экономии являются коммунальные расходы, которые ежегодно возрастают в зависимости от роста тарифов и роста потребления данных услуг. Чтобы выявить проблемные места, необходим тщательный анализ структуры данных расходов по видам и определение причин их изменения.
Рассмотрим следующие направления совершенствования использования финансовых ресурсов.
Рассмотрим спонсирование. Формы финансовой помощи МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными – непосредственное финансирование проектов, программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.
Необходимо развивать такой источник внебюджетных средств, как средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности. Дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и должен занять весьма существенный объем деятельности в МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:
- выявление и удовлетворение потребностей человека;
- стимулирование и управление спросом.
Ориентация на удовлетворение потребностей пользователя – основополагающий принцип маркетинга учреждения культуры.
Технология выявления и удовлетворения потребностей пользователей учреждений культуры представляется достаточно сложной. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных потребностей у большой части населения, их неотрефлексированностью самим человеком, а также несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя культурной услуги и заказчика.
Таким образом, необходимость улучшения модели финансирования культурной сферы обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов учреждений культуры. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых услуг в области культуры и объемами их финансирования, что рассмотрено на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Для МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» возможно предложить следующее главное направление развития внебюджетной деятельности: аренда помещений для проведения мероприятий населения (свадьбы, юбилеи и т.д.) и организаций (корпоративные даты, профессиональнее праздники, проведение новогодних корпоративов и других праздников). Реализация данной услуги является для учреждения возможной, так как имеется несколько банкетных залов, которые используются только для проведения мероприятий самого учреждения, соответственно, все остальное время – простаивают. При этом конкуренции в этой области практически нет, когда речь идет о проведении масштабных мероприятий, в улусе нет других вместительных залов. Кроме того, в учреждении имеется не только банкетный зал, но и сцена, необходимое оборудование.
Если арендовать банкетный зал 2 дня в неделю (как правило, многие мероприятия проводятся в выходные и праздничные дни) по цене 5000 руб. в день, то возможно получить дополнительные доходы в размере:
5000*2*52 = 520 тыс.руб.
Соответственно, необходимо использовать все возможности для развития внебюджетной деятельности.
Кроме того, в рамках внебюджетной деятельности музей может реализовывать печатную и сувенирную продукцию, картины, изделия ручной работы, предметы народных промыслов.
Данную продукцию можно брать на реализацию от населения, в Верхневилюйске имеются народные мастера, которые изготавливают сувенирную продукцию. Доход от реализации сувениров для МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» - процентная наценка на стоимость сувенира.
Предполагаемые доходы по данной рекомендации – 100 тыс.руб.
Таким образом, дополнительные доходы по внебюджетной деятельности составят примерно 620 тыс.руб.
Данные доходы можно использовать не только на развитие материально-технической базы музея, но и на рекламу и маркетинг, чтобы продвигать свои услуги.
Таким образом, для фактического исполнения бюджета в МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» необходимо:
- своевременно и в полном объеме получать бюджетные ассигнования;
- самостоятельно распоряжаться внебюджетными поступлениями;
- нести ответственность за организацию мониторинга, правильность и достоверность управленческого документооборота по формированию и использованию денежных фондов и своевременной оплате труда работникам.
В качестве фактора существенной финансовой поддержки учреждения в программных документах реформирования бюджетной сферы предлагается использовать формирование такого инвестиционного климата, который позволит:
- создать условия для
- расширить сферу
Заключение
В настоящей дипломной работе рассмотрены основные направления совершенствования использования финансовых средств бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
В теоретической части дипломной работы дана характеристика бюджетных учреждений, рассмотрен порядок их финансирования, приведены основные источники доходов и направления расходов бюджетных учреждений, рассмотрена методика анализа финансовых средств бюджетного учреждения, сделаны следующие выводы:
- финансирование бюджетных
- расходы бюджетных учреждений подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование учреждения, капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность;
- методика анализа финансовых средств бюджетных учреждений включает различные методы (сравнение, группировка, цепной подстановки, горизонтальный и вертикальный, трендовый и другие методы), представлены основные показатели, необходимые для определения эффективности финансирования учреждения.
В практической части дипломной работы проведен анализ формирования финансовых средств бюджетного учреждения, выявлены проблемы и направления совершенствования бюджетного финансирования бюджетного учреждения и контроля за расходами бюджетных средств. В практической части работы также дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» Республики Саха (Якутия).
По результатам анализа можно обобщить проблемы бюджетного финансирования, которые заключаются в недостатках финансирования деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по привлечению внебюджетных источников финансирования.
Для решения данных проблем разработаны следующие рекомендации:
В работе также рассмотрены конкретные направления экономии на расходах и развития внебюджетной деятельности, обоснована их экономическая эффективность.
Используя такое перспективное направление внебюджетной деятельности, как аренда банкетных и концертных залов для проведения массовых мероприятий населения и предприятий возможно мобилизовать дополнительно 520 тыс.руб.
Также возможная реализация изделий народных мастеров в качестве сувениров, что позволит привлечь дополнительно 100 тыс.руб. Внебюджетные доходы можно будет использовать для развития маркетинговой и рекламной деятельности, чтобы формировать положительный имидж учреждения у населения и информировать население об услугах музея.
Реализация данных рекомендаций позволит усовершенствовать управление финансовой деятельностью учреждения культур и приведет к повышению эффективности использования финансовых средств учреждения.