Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Достижение поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
- определить основы организации финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;
- раскрыть основные источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования;
- рассмотреть понятие бюджетной сметы и определить порядок ее составления и исполнения;
- рассмотреть основные методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- дать социально-экономическую характеристику деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»;
- проанализировать особенности формирования и использования финансовых средств МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования согласно смет доходов и расходов;
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов
и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации …… 7
1.1. Основы организации финансирования бюджетных учреждений …… 7
1.2. Источники средств бюджетных учреждений и направления их
расходования …………………………………………………………... 13
1.3. Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения …………………………………………….. 27
1.4. Методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов
бюджетных учреждений ……………………………………………… 32
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» …………………………………………………………. 39
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии» ……………………………………………….. 39
2.2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным источникам финансирования …...……… 42
2.3. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по внебюджетным источникам финансирования …….. 53
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы
доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» ………………………………………………………….. 62
3.1. Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов
и пути их решения …………………………………………………… 62
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования
и исполнения сметы доходов и расходов …………………………… 66
Заключение ………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников и литературы …………………………... 74
К целевым средствам на содержание бюджетных учреждений и другие мероприятия относятся:
— средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;
— средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;
— средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;
— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
— средства, заработанные учащимися в организациях;
— средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
— средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
— безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
— средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;
— другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.
В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств [18, с.142].
Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которого лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.
Рассмотрим подробнее статьи, которые чаще всего используются бюджетными учреждениями в расходовании бюджетных средств и, следовательно, подлежат включению в бюджетную смету, а также применяемый метод планирования расходов.
- отопления и технологических
нужд, а также горячего
- газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);
- электроэнергии для
- водоснабжения, водоотведения, ассенизации;
- другие аналогичные расходы [18, с.144].
При расчете необходимого объема денежных средств нужны: сведения о потребности в электроэнергии, теплоэнергии, газе, воде, данные о тарифах на коммунальные услуги. Рассчитывается методом индексации.
- на вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
- по найму жилых помещений при служебных командировках;
- на изготовление бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);
- на услуги в области
- уплатой разного уровня
- прочими расходами, не отнесенными
к другим статьям. Рассчитывается
нормативным методом
При расчете объема средств используют: нормы обеспеченности материальными запасами, данные об утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ, сведения о стоимости ГСМ, ориентировочных ценах на запчасти, данные о потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах. Рассчитывается нормативным методом планирования [18, с.146].
Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями [29, с.106].
Действующим законодательством бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги и вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, т. е. привлекать внебюджетные средства. Такая деятельность является дополнительным (к бюджетному финансированию) источником средств для развития материально-технической базы учреждения.
Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждений за счет средств учредителя. Однако платные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Внебюджетные средства поступают в бюджетные учреждения различными путями:
- за счет предоставления платных услуг;
- от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;
- от сдачи помещений и оборудования в аренду;
- от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности;
- в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др. [26, с.89]
Практика привлечения бюджетными учреждениями внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования [26, с.89].
В соответствии с БК РФ (ст. 42), доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности [26, с.92].
Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.
БК РФ (ст.70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:
- на оплату труда работников;