Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:39, курсовая работа
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.
Таблица 5. Затраты на производство продукции по элементам
|
1.3.3. Понятие и действующая модель формирования прибыли от реализации продукции на предприятии.
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
-
изменение цены реализации
Результаты
факторного анализа прибыли от продажи
позволяют оценить резервы
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг проводят на основе следующих данных (табл. 6).
Таблица 6.
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Абсолютный прирост | В % к предыдущему году |
1 | 2 | 3=2-1 | 4=3/1*100 | |
1.Выручка от продажи, работ, услуг | 209967 | 228440 | 228440 | 8,8 |
2. Себестоимость продукции | 176592 | 187735 | 187735 | 6,3 |
3.Коммерческие расходы | - | - | - | - |
4. Управленческие расходы | - | - | - | - |
5. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг | 33375 | 40705 | 7330 | 22,0 |
1.4. Финансовое планирование прибыли от реализации продукции на предприятии.
Планирование выручки от реализации необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов (платежного баланса, консолидированного и функциональных бюджетов). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Главными исходными предпосылками планирования являются:
-
разработанная
- целевая сумма операционной прибыли;
-
разработанная ценовая
Этапы планирования выручки следующие:
- анализ выручки в отчетном (предплановом) периоде;
-
оценка и прогнозирование
-
расчет плановой величины
Общая модель расчета плановой выручки от реализации продукции (ВР) следующая:
ВР = О1 + Т – О2,
где О1 – остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало планируемого периода (квартала, года);
Т – выпуск продукции по плану предприятия в свободных оптовых ценах (с НДС и акцизами);
О2 – прогнозируемые остатки нереализованной продукции на складе и в отгрузке на конец расчетного периода.
В бухгалтерском учете входные остатки нереализованной продукции показываются по производственной себестоимости. Для их оценки в ценах реализации используется коэффициент пересчета, определяемый по формуле:
.
Планирование чистой выручки от реализации (ЧВР) на основе разработанной производственной программы осуществляется по формуле:
ЧВР = ВВР·(100 – СНДС),
где ВВР – плановая сумма валовой выручки от реализации;
СНДС – ставки налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов, уплачиваемых за счет ВВР, %.
Система мер по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции включает следующие основные направления:
проведение эффективной ценовой политики, обеспечивающей формирование в достаточном объеме выручки от реализации;
использование
благоприятной конъюнктуры
предоставление
коммерческого кредита и
повышение уровня сервисного (послепродажного) обслуживания покупателей;
развитие рекламной и информационной деятельности на товарном рынке;
доведение разработанных планов (бюджетов) до центров ответственности за доходы и прибыль, а также контроль за их осуществлением.
Процесс планирования прибыли от реализации продукции:
- планирование выручки от реализации.
Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.
Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование.
- себестоимость реализуемой продукции.
Себестоимость
реализуемой продукции
Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, т. к. позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.
- финансовый результат от прибыли.
Финансовый результат- это отражение изменения собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
Финансовый
результат определяют по счету 99 “Прибыли
и убытки”. По кредиту этого счета
отражают доходы и прибыли, а по дебету
- расходы и убытки. Хозяйственные операции
отражают на счете 99 по так называемому
кумулятивному принципу, то есть нарастающим
итогом с начала года.
1.4.1 Этапы и методы планирования прибыли от реализации продукции.
Основными методами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В × Ц) – (В × С), где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.
2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.