Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы предприятий.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

    3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

    План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце текущего периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

    На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и  планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции. Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль.

    Для окончательного расчета плановой прибыли  от реализации продукции учитывается  прибыль по остаткам продукции готовой  и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

    В зависимости от цели планирования затрат на производство используют:

     1) сметный метод - на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана;

    2) сводный метод - путем суммирования смет производства отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

    3) калькуляционный метод - на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

    Основными методами планирования прибыли являются:

    - метод прямого счета;

    - аналитический метод;

    - метод совмещенного расчета.

    1.4.2 Характеристика финансовых плановых расчетов по формированию прибыли от реализации продукции.

    Поскольку получение прибыли является необходимым  условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

    Успешная  реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом  формирования прибыли, включающим в  себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана.

    В этом случае схема работ может  быть представлена так, как показано на рис. 1.

    Из  схемы следует, что прибыль исчисляется  как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости  товарной продукции, управленческих и коммерческих расходов:

    

                                 (2)

    где Мр — прибыль от реализации, руб.;

    Вр  — выручка от реализации, руб.;

    Ст   — себестоимость товарной продукции, руб.;

    Pv   — общая сумма управленческих расходов, руб.;

    Рк  — общая сумма коммерческих расходов, руб.

    Вместе  с тем при планировании прибыли  важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зависит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой предприятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

    1) использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек;

    2) проведение расчетов на основе  маржинального дохода и производных от него величин;

    3) формирование прибыли на основе  условий безубыточности;

    4) использование параметрических  уравнений. 

    2. Пути совершенствования формирования и планирования прибыли от реализации продукции на предприятии. 

    2.1. Модели формирования прибыли от реализации продукции на основе современных подходов.

    Максимизация  прибыли

          Располагая неизменным оборудованием   в  краткосрочном  периоде  фирма пытается  максимизировать   свои   прибыли   или   минимизировать   свои убытки, приспосабливая свой объем производства  посредством  изменений в величине переменных ресурсов, таких как труд, сырье и т.д.

          “Известны  два  принципа   по   которым   можно   определить   уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли  или  минимальные  убытки. Первый  включает  сравнение  валового дохода  и  валовых  издержек, второй - сравнение  предельного дохода и предельных издержек.”

    Принцип максимизации состоит в том, что  прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

                                      (3)

    где  Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции;

    MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции;

    MC(q) — предельные издержки от объема продукции.

    В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния  различных факторов на ее величину на основе использования маржинального дохода.

    В формализованном виде он может быть представлен в виде:

    

                                 (5)

    или

    

                                 (6)

    где Вм — маржинальный доход, руб.;

    Ип — постоянные расходы, руб.;

    Hv — переменные издержки, руб.;

    Вр — выручка от продаж, руб.

    М — прибыль, руб.

    Сама  же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода определяется, как:

    М=Вмп.                                 (7)

    В таком виде формула (8) не позволяет  сделать какие-либо выводы относительно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд преобразований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а):

    а = Вм/М,                                 (8)

    Вмра                                      (9)

    Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в формулу (7), получается другая формула прибыли:

    M=Bpa-Ип.        (10)

    Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржинального дохода (а) в выручке от продаж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина.

    В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, применяют модификацию определения прибыли от продаж. В этом случае маржинальный доход Вм определяется как:

    Вм = qaс ,                                 (11)

    где    ас — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

    q   — количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение:

    М = qасп.                                 (12)

    На  величину прибыли, как это следует  из формулы (12), оказывают влияние  три группы факторов:

    • количество и ассортимент проданной  продукции;

    • уровень цен на продукцию;

    • уровень постоянных расходов.

    Формирование  прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности

    Суть  такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий  безубыточной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом продукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои затраты без получения прибыли (рис. 2).

    

    Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия

    Из  рис. 2 следует, что определение величины прибыли основывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

    1. Определение объема реализации  продукции, который обеспечивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются условия безубыточности.

    2. Достижение плановой суммы прибыли  через определение необходимого объема реализации.

    3. Установление «предела безопасности»  предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.

    Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вторых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:

    

                                 (13)

    где Иv — переменные затраты, руб.;

    Ип — постоянные затраты, руб.;

    М — прибыль согласно условию равна  нулю.

    Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает  следующий вид:

    Вр = Иv + Ип.                                 (14)

    Из  формулы (14) следует, что выручка  от продаж покрывает затраты. Но эта  формула еще ничего не говорит, каков  должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого преобразуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых товаров и цену одного изделия:

    

                                 (15)

    где q — количество проданных товаров;

    Це — цена единицы товара;

    Иv — переменные затраты на единицу продукции;

    Ип — совокупные постоянные затраты.

    Из  формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип определяются как:

    Ип=q(Цеv).                                 (16)

    Это означает, что пороговое значение количества продукции, которое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточности, определяется как:

    qпп/(Цеv).                                 (17)

    Выражение (Цеv) является распределенной маржей (прибылью) в расчете на единицу продукции. Как только она (маржа) покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получения и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике применяют коэффициент покрытия:

    Кп= Мер.                                 (18)

Информация о работе Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования