Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа
Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!
Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.
Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное явление вступление в силу с 1 января 2000г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.8 Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.
Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.
Необходим пересмотр системы надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности;9 б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.10
Строго контролировать целевое использование средств бюджета.
Обеспечить ускорение
денежного оборота и расширить
рынок банковских услуг. В этой
связи интересна новация Гута
Банка, предлагающего систему
Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.12
Список литературы:
1 БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.
2 Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.
3 Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.
4 Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.
5 Учётная ставка – ставка процентов, под которые, например, федеральная резервная система США предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учётной ставки ведёт к соответствующему росту %% по предоставляемым банками ссудам и %% по депозитам, размещённым в этих банках. Последнее обстоятельство стимулирует иностранных инвесторов размещать свои долларовые активы в США и ведёт к увеличению спроса на доллары на валютных рынках. В результате активизации скупок долларов его курс относительно др. валют повышается. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 441.
6 Рестрикция – 1) ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями с целью взвинчивания цен на товары и получения высокой прибыли; 2) ограничение кредитов, предоставляемых ЦБ какой-либо страны ком. банкам, что приводит к общему сокращению кредитов промышленным и торговым предприятиям, к сжатию производства или снижению темпов его роста. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 346.
7 Казначейский билет – сравнительно редко встречающийся в настоящее время вид неразменных бумажных денег, которые не подлежали обмену на драгоценные металлы. К.б. выпускались правительственными органами (казначействами) для покрытия дефицита гос. бюджета. К К.б. принято относить и краткосрочные обязательства государства, находящиеся в обращении. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
8 «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.
9 «Прозрачность» - среда, в которой цели политики, её правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а так же условия подотчётности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. (Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике), МВФ, апрель 1999 г.
10 «Банковское дело», 2/2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.
11 «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.
12 «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.
Информация о работе Формы организации и функции центральных банков