Формы организации и функции центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ 4курс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, хочется  отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Так же напрашивается  вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства  государства).

Огромное значение имеет  привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере  представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное  явление вступление в силу с 1 января 2000г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции  будет способствовать и перевод  бюджетных счетов на обслуживание в  систему казначейства. В настоящее  время у некоторых комбанков  их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.8 Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение  надёжности отдельных финансово-кредитных  организаций и всего рынка  в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично  организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходим пересмотр  системы надзора за банками. Эту  проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности;9              б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.10

Строго контролировать целевое использование средств  бюджета.

Обеспечить ускорение  денежного оборота и расширить  рынок банковских услуг.  В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.11

Для реализации грамотной  валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.12

        

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Е.Ф. Жуков «Деньги, кредит, банки», учебное пособие, ЮНИТИ - М., 1999г.

 

    1. «Экономическая теория»:Учебник для вузов/А.Н. Романов, И.П. Николаева,     В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой/ ВЗФЭИ – М.:Финстатинформ, 1997г.

 

    1. «Общая теория денег и кредита»:Учебник для вузов/Под ред. Е.Ф. Жукова/ ЮНИТИ – М.:Банки и биржи, 1998г.

 

    1. «Банковское дело»:Справочное пособие/Под ред. к.э.н. Ю.А. Бабичевой/ ЮНИТИ – М., 1999г.

 

    1. Т.Пери, член палаты представителей конгресса США, и Б.Эли, финансовый консультант. О системе частных гарантий для банков. Файнэншл Таймс, 26 марта 1998г.

 

    1. Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 1996г. № 12.

 

    1. «Банковское дело»: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2, 3 – 2000 г.

 

    1. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996 г.

 

    1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"        (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г.,  27 февраля, 28 апреля 1997 г.)

 

    1. «Большой экономический словарь», А.Н.Азрилиян, М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

 

1 БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.

2 Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и  выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

3 Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.

4 Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.

5 Учётная ставка – ставка процентов, под которые, например, федеральная резервная система США предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учётной ставки ведёт к соответствующему росту %% по предоставляемым банками ссудам и %% по депозитам, размещённым в этих банках. Последнее обстоятельство стимулирует иностранных инвесторов размещать свои долларовые активы в США и ведёт к увеличению спроса на доллары на валютных рынках. В результате активизации скупок долларов его курс относительно др. валют повышается. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 441.

6 Рестрикция – 1) ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями с целью взвинчивания цен на товары и получения высокой прибыли; 2) ограничение кредитов, предоставляемых ЦБ какой-либо страны ком. банкам, что приводит к  общему сокращению кредитов промышленным и  торговым предприятиям, к сжатию производства или снижению темпов его роста. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 346.

7 Казначейский билет – сравнительно редко встречающийся в настоящее время вид неразменных бумажных денег, которые не подлежали обмену на драгоценные металлы. К.б. выпускались правительственными органами (казначействами) для покрытия дефицита гос. бюджета. К К.б. принято относить и краткосрочные обязательства государства, находящиеся в обращении. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

8 «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

9 «Прозрачность» - среда, в которой цели политики, её правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а так же условия подотчётности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. (Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике), МВФ, апрель 1999 г.

10 «Банковское дело», 2/2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

11 «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.

12 «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.


Информация о работе Формы организации и функции центральных банков