Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа
Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.
Введение 3
Глава 1 Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
6
1.1 Общие понятия налоговой системы 6
1.2. Виды и характеристика налогов 10
1.2.1. Федеральные налоги и сборы 10
1.2.2. Региональные налоги и сборы 15
1.2.3. Местные налоги 18
1.3. Формирование доходов бюджетов 20
Глава 2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней 26
2.1 Анализ доходов федерального бюджета в 2008-2013 годах. 26
2.2 Анализ доходов областного бюджета в 2008-2013 годах. 30
2.3 Анализ доходов бюджета г.Архангельска в 2008-2011 гг. 36
Глава 3 Проблемы налоговой системы РФ и пути их решения 40
Заключение 43
Список источников 46
Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета (таблица 2 и 3).
Как видно из таблиц, доходы от налогов составляю почти половину доходов федерального бюджета.
Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
За рассматриваемые годы существенных структурных сдвигов в доходах федерального бюджета не произошло. В общем структура осталась прежней. По нескольким видам наблюдаются небольшие изменения.
Доход от ЕСН составлял более 5% всех доходов федерального бюджета. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
Таблица 2
Структура доходов в 2008-2010 гг
2008 год (факт.) |
2009 год (факт.) |
2010 год (факт.) | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Всего доходов |
9274,1 |
100,00 |
7336,8 |
100,00 |
8303,8 |
100,00 |
в том числе: |
||||||
Неналоговые доходы |
5195,4 |
56,02 |
4338,2 |
59,13 |
5155 |
62,08 |
Налоговые доходы, всего |
4078,7 |
43,98 |
2998,6 |
40,87 |
3148,8 |
37,92 |
в том числе: |
||||||
НДПИ |
1604,7 |
17,30 |
981,5 |
13,38 |
1376,6 |
16,58 |
НДС |
998,4 |
10,77 |
1176,6 |
16,04 |
1328,8 |
16,00 |
Налог на прибыль |
761,1 |
8,21 |
195,4 |
2,66 |
255 |
3,07 |
ЕСН |
506,8 |
5,46 |
509,8 |
6,95 |
- |
- |
Акцизы |
125,2 |
1,35 |
81,7 |
1,11 |
113,9 |
1,37 |
Прочие доходы |
82,5 |
0,89 |
53,6 |
0,73 |
74,5 |
0,90 |
Таблица 3
Структура доходов в 2011-2013 гг
2011 год (план.) |
2012 год (план.) |
2013 год (план.) | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Всего доходов |
7220,2 |
100,00 |
9503,5 |
100,00 |
10379,9 |
100,00 |
в том числе: |
||||||
Неналоговые доходы |
3794,2 |
40,91 |
5397,1 |
73,56 |
5963,2 |
71,81 |
Налоговые доходы, всего |
3426 |
36,94 |
4106,4 |
55,97 |
4416,7 |
53,19 |
в том числе: |
||||||
НДПИ |
1452,3 |
15,66 |
1854,2 |
25,27 |
1918,5 |
23,10 |
НДС |
1425,4 |
15,37 |
1615,4 |
22,02 |
1715,1 |
20,65 |
Налог на прибыль |
233,4 |
2,52 |
246,1 |
3,35 |
274,2 |
3,30 |
Акцизы |
260,1 |
2,80 |
312,2 |
4,26 |
423,7 |
5,10 |
Прочие доходы |
54,8 |
0,59 |
78,5 |
1,07 |
85,2 |
1,03 |
Динамика доходов федерального бюджета представлена в таблице 4.
Таблица 4
Приросты доходов федерального бюджета
прирост в 2009 г по сравнению с 2008 г |
прирост в 2010 г по сравнению с 2009 г |
прирост в 2011 г по сравнению с 2010 г |
прирост в 2012 г по сравнению с 2011 г |
прирост в 2013 г по сравнению с 2012 г | ||||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Всего доходов |
-1937,3 |
-20,89 |
967 |
13,18 |
-1083,6 |
-13,05 |
2283,3 |
31,62 |
876,4 |
9,22 |
в том числе: |
||||||||||
Неналоговые доходы |
-857,2 |
-16,50 |
816,8 |
18,83 |
-1360,8 |
-26,40 |
1602,9 |
42,25 |
566,1 |
10,49 |
Налоговые доходы, всего |
-1080,1 |
-26,48 |
150,2 |
5,01 |
277,2 |
8,80 |
680,4 |
19,86 |
310,3 |
7,56 |
в том числе: |
||||||||||
НДПИ |
-623,2 |
-38,84 |
395,1 |
40,25 |
75,7 |
5,50 |
401,9 |
27,67 |
64,3 |
3,47 |
НДС |
178,2 |
17,85 |
152,2 |
12,94 |
96,6 |
7,27 |
190 |
13,33 |
99,7 |
6,17 |
Налог на прибыль |
-565,7 |
-74,33 |
59,6 |
30,50 |
-21,6 |
-8,47 |
12,7 |
5,44 |
28,1 |
11,42 |
ЕСН |
3 |
0,59 |
||||||||
Акцизы |
-43,5 |
-34,74 |
32,2 |
39,41 |
146,2 |
128,36 |
52,1 |
20,03 |
111,5 |
35,71 |
Прочие доходы |
-28,9 |
-35,03 |
20,9 |
38,99 |
-19,7 |
-26,44 |
23,7 |
43,25 |
6,7 |
8,54 |
Доходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 1937,3 млрд. руб. или на 20,89%. Произошло снижение практически по всем видам доходов.
Снижение поступлений от налога на прибыль обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
Снижение поступлений от НДПИ обусловлено более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – $94 за баррель; цена на нефть в 2009 году – $58 за баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ (поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55,4 млрд рублей).
Доходы в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросли на 967 млрд. руб. или на 13,18%. Рост заметен по всем показателям доходов.
В 2010 году заметно улучшилось экономическое положение организаций, что привело к росту поступлений от налога на прибыль на 59,6 млрд руб. или на 30,5%.
Повешение цен на нефть (2010 год – $77 за баррель) привело к тому, что доходы от НДПИ выросли на 395,1 млрд. руб. или на 40,25%.
Кроме того на рост доходов повлияли такие факторы, как увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ.
В 2011 году планируется снижение поступлений в федеральный бюджет на 1083,6 млрд руб. (13,05%), в том числе снижение неналоговых доходов на 1360,8 млрд. руб. (26,4%) и повышение налоговых доходов на 277,2 млрд. руб. (8,8%).
В 2012 году запланирован рост поступлений в федеральный бюджет на 2283,3 млрд руб., что на 31,62% больше уровня 2011 года. При этом налоговые доходы должны вырасти на 680,4 млрд. руб. (19,86%).
В 2013 году запланирован рост поступлений в федеральный бюджет на 876,4 млрд руб., что на 9,22% больше уровня 2012 года. При этом налоговые доходы должны вырасти на 310,3 млрд. руб. (7,56%).
2.2. Анализ доходов областного бюджета в 2008-2013 годах
Плановые и фактические показатели доходов бюджета Архангельской области в 2008 году представлены в таблице 5.
Таблица 5
Исполнение доходов областного бюджета в 2008 году
2008 | |||
план, млн. руб. |
факт., млн. руб. |
% выполнения плана | |
Всего доходов |
41467 |
40201,1 |
96,95 |
в том числе |
|||
Неналоговые доходы |
10700,6 |
961,5 |
8,99 |
МБТ |
15383,2 |
15871,9 |
103,18 |
налоговые доходы |
25129 |
23367,7 |
92,99 |
в том числе |
|||
налог на прибыль организаций |
10704,7 |
9667 |
90,31 |
НДФЛ |
8621 |
8092,7 |
93,87 |
Акцизы |
1400,9 |
1353,6 |
96,62 |
налог, взимаемый в связи с применением УСН |
772,2 |
707,3 |
91,60 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,8 |
1,2 |
150,00 |
Налог на имущество организаций |
840 |
809,3 |
96,35 |
Транспортный налог |
439,2 |
337,7 |
76,89 |
Налог на игорный бизнес |
9,1 |
11,2 |
123,08 |
НДПИ |
2341,1 |
2387,7 |
101,99 |
Доходная часть областного бюджета в целом за 2008 год исполнена в сумме 40201,1 млн. рублей, на 96,95 % к утвержденному годовому плану.
Собственные доходы в виде налоговых и неналоговых платежей сформировались в объеме 24 329,2 млн. рублей (93,3% к утвержденному годовому плану), из них за счет плательщиков Ненецкого автономного округа — 9 237,0 млн. рублей. Недополучено к плановым назначениям 1 754,6 млн. рублей.
Существенное влияние на невыполнение собственных доходов оказали негативные явления в экономике, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, результаты которого начали отражаться на поступлениях в бюджет с сентября 2008 года.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили в сумме 15 268,9 млн. рублей, из Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 597,4 млн. рублей, из Пенсионного фонда РФ — 5,6 млн. рублей.
Плановые и фактические показатели доходов бюджета Архангельской области в 2009 году представлены в таблице 6.
Таблица 6
Исполнение доходов областного бюджета в 2009 году
2009 | |||
план, млн. руб. |
факт., млн. руб. |
% выполнения плана | |
Всего доходов |
37475,3 |
38095,8 |
101,66 |
в том числе |
|||
Неналоговые доходы |
654,8 |
593,1 |
90,58 |
МБТ |
19519 |
19649,6 |
100,67 |
налоговые доходы |
17342,1 |
17853,1 |
102,95 |
в том числе |
|||
налог на прибыль организаций |
4355,1 |
4372,5 |
100,40 |
НДФЛ |
8118,7 |
8678,9 |
106,90 |
Акцизы |
1750,9 |
1628,3 |
93,00 |
Налог на имущество организаций |
907,5 |
926,6 |
102,10 |
Транспортный налог |
552,4 |
572,5 |
103,64 |
НДПИ |
1354,8 |
1153,4 |
103,80 |
Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета