Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
6
1.1 Общие понятия налоговой системы 6
1.2. Виды и характеристика налогов 10
1.2.1. Федеральные налоги и сборы 10
1.2.2. Региональные налоги и сборы 15
1.2.3. Местные налоги 18
1.3. Формирование доходов бюджетов 20
Глава 2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней 26
2.1 Анализ доходов федерального бюджета в 2008-2013 годах. 26
2.2 Анализ доходов областного бюджета в 2008-2013 годах. 30
2.3 Анализ доходов бюджета г.Архангельска в 2008-2011 гг. 36
Глава 3 Проблемы налоговой системы РФ и пути их решения 40
Заключение 43
Список источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

Собственные доходы городского бюджета на 56 % сформированы за счет налога на доходы физических лиц (2 751,8 млн. рублей). Налоги на совокупный доход – 630,7 млн. рублей (13 %), налоги на имущество составят 571,7  млн. рублей (12%), неналоговые доходы – 811,3 млн. рублей (17 %).

Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета на 2011 год предусмотрен в соответствии с проектом областного закона «Об областном бюджете на 2011 год» в размере 1 327,6 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала – весь рост фактически сводится к наращиванию объёмов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования.

Отметим некоторые недостатки действующей системы налогов:

1) высокий уровень налогообложения  предприятий и организаций (особенно налога на прибыль и НДС). Строго говоря, налогообложение – прерогатива государства. На первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.

Государство не способно обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения оценивается как один из наиболее высоких в мире.

2) сложность подсчета  некоторых видов налогов.  Современная  налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.

 

3) постоянные изменения  и дополнения налогового законодательства (особенно по прибыли, НДС и  акцизам)

4) ориентация на легкособираемые  налоги, у которых налогооблагаемой  базой является выручка от  реализации продукции, что ведет  к явной депрессии экономики производственной сферы.

К достоинствам действующей системы налогов можно отнести:

1) налогообложение базируется на единой правовой основе – налоговом кодексе;

2) предъявление к плательщикам  одинаковых требований и создание  равных возможностей;

Из последних событий в налогообложении недостатком считаю отмену единого социального налога и дополнительное обременительное налогообложение социальных выплат работодателем работнику.

В снижении ставки налога на прибыль плюсом считаю то, что то компании смогут тратить на инвестиции более значительные средства. При этом снижение налога нанесет удар по бюджетам регионов — сейчас 17,5% налога на прибыль поступает именно туда. И они недосчитаются значительных средств.

Решение проблем вижу в:

1) снижения налогового бремени до оптимально возможного уровня.

2) создание адекватной  налоговой системы, обеспечивающей  эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов.

В настоящее время основной упор при разработке налоговой политики, налоговых законов, планов и проектов на всех уровнях власти делается не на регулирующую и (или) стимулирующую функции налогов, а на фискальную функцию — на максимально возможный в краткосрочной перспективе рост налоговых поступлений в бюджет. В результате российская налоговая система характеризуется чрезмерным фискальным креном.

3) оптимизация налогообложения  природных ресурсов, поскольку действующая не учитывает потенциал месторождений, не стимулирует рациональное использование природных ресурсов. Растет число малорентабельных месторождений, не выгодных для эксплуатации частному капиталу, но стихийное закрытие которых приводит к большим бюджетным затратам регионов и местных органов самоуправления.

4) снижение налогового давления (нагрузки) на налогоплательщиков путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономику налогов;

5) отмена необоснованных  льгот, устранением деформаций в  правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

6) формирование стимулов  к повышению собираемости налогов;

На мой взгляд, в ближайшее несколько лет правительство просто не в состоянии устранить все недостатки налогового законодательства и решить проблему с поступлениями налогов в бюджет. Тем более, что расходная часть бюджета требует существенного финансирования. А, следовательно, ставки налогов если хотя бы не будут увеличивать, то останутся на прежнем уровне. Для решения проблем подсчета некоторых видов налогов необходимы изменения в налоговой законодательстве. Значит, проблема изменений и дополнений в Налоговом Кодексе устранена не будет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета..

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Денежные доходы бюджета можно разделить на налоговые доходы, неналоговые доходы и межбюджетные трансферты.

К налоговым доходам относят поступления по региональным, федеральным и местным налогам и сборам, а также пени и штрафы по ним. К неналоговым доходам относят доходы от использования государственного имущества (в виде аренды, от приватизации имущества, от сдачи в лизинг и др.), доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, а также штрафы, конфискации и другие принудительные изъятия. К межбюджетным трансфертам относят дотации, субсидии и субвенции.

Большую долю доходов бюджета занимают налоговые доходы. Для некоторых региональных и местных бюджетов значительную часть доходов составляют межбюджетные трансферты.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок  исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налоги делят на прямые и косвенные. Косвенные налоги  - налоги, взимаемые в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг. К косвенным налогам относят налог на надбавленную стоимость и акцизы. Прямые налоги - налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имуществ налогоплательщика.

К федеральным налоговым доходам и сборам относят: налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налог на прибыль организации, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налоговым доходам и сборам относят: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций .

К местным налоговым доходам относят: земельный налог и налог на доходы физических лиц.

К специальным налоговым режимам относят: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Наибольший удельный вес доходов федерального бюджета обеспечен поступлениями от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых.

В общей сумме доходов области основную часть занимают межбюджетные трансферты. Крупнейшей статьей налоговых доходов является налог на прибыль организаций и НДФЛ.

Основную долю налоговых доходов городского бюджета составляют доходы от налога на прибыль, налоги на совокупный доход, налоги на имущество.

Основные недостатки действующей системы налогов: высокий уровень налогообложения, сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения налогового законодательства.

Даже в развитых зарубежных странах, несмотря на высокий уровень развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год" (принят ГД ФС РФ 16.12.2009)
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 3 октября 2010 г. N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год" " (принят ГД ФС РФ 21.09.2010)
  6. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)
  7. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (14.12.2010)
  8. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (принят ГД РФ 20.05.2011, одобрен СФ РФ 25.05.2011)
  9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.12.2006)
  10. Областной закон от 12.12.2007 №466-23-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год»
  11. Областной закон от 12.12.2007 № 466-23-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2008 год»
  12. Областной закон от 03 декабря 2008 года № 637-32-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 03 декабря 2008 года № 637-32-ОЗ.
  13. Областной закон «Об областном бюджете на 2010 год» от 15 декабря 2009 года № 118-9-ОЗ
  14. Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год» от 21 декабря 2010 г. № 243-18-ОЗ
  15. Областной закон от 10.11.2005 № 104-6-ОЗ  (ред. от 31.10.2007)  "О ставках налога на игорный бизнес"  (принят Архангельским областным Собранием депутатов 10.11.2005)
  16. Решение № 571 от 07.12.2007 О городском бюджете на 2008 год
  17. Решение № 805 от 17.12.2008 О городском бюджете на 2009 год
  18. Решение № 35 от 16 декабря 2009 О городском бюджете на 2010 год.
  19. Решение от 15 декабря 2010 года № 196 О городском бюджете на 2011 год.
  20. Функции налогов. В кн. "Налоги. Учебное пособие". Под ред. Черника.Д. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  21. Курс экономики: учебник Райзберг/ / Минфа,2003 г.
  22. Статистика финансов /М.Финансы и сатистика/ Салин В.Н. 2008г.
  23. Функции налогов. В кн. "Экономика. Учебник Ходов Л. ". Под ред. А.Булатова - М.: Издательство БЕК,2005
  24. Налоги: Учеб. пособие. - Черник Д.Г /5-е изд., перераб. и доп. /М.: Финансы и статистика, 2002. - 656 с
  25. О соотношении прямого и косвенного налогообложения// Гаджиев Р.Г. Финансы. №3. 2000.
  26. http://www.glavbukh.ru  Главбух. Практический журнал для бухгалтера.
  27. http://www.garant.ru Гарант. Информационно – правовой портал.
  28. http://www.consultant.ru Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  29. http://www.nalog.ru/ Федеральная налоговая служба.
  30. http://www1.minfin.ru/ Министерство финансов Российской Федерации.
  31. http://www.ach.gov.ru/ Счетная палата Российской Федерации.
  32. http://www.arhangelskstat.ru/ Федеральная служба государственной статистики по Архангельской области.
  33. http://www.dvinaland.ru/ Правительство Архангельской области
  34. http://www.arhcity.ru/ Официальный интернет – портал муниципального образования г. Архангельск

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 32738

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета