Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:18, курсовая работа
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач. Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Введение 3
Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов 23
Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 54
3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение 66
Список использованной литературы 81
Приложения 83
Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства.
Финансово-кредитный механизм — это форма организации отношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.
5. В 1975—1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства.
В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направлениям:
• совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;
• совершенствование системы платежей в бюджет, формирование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;
• совершенствование порядка финансирования затрат;
• стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.
Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль.
Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании.
Полный хозрасчет имел следующие основные признаки: обеспечение полной окупаемости затрат; осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений; повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.
Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Нормативный метод распределения прибыли (доходов) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий к системе налогов.
Принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути создало новый тип отношений между государством и предприятием. Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.
Этот исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов работы и объема средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы — проблемы собственности. На этом завершился важный этап развития финансов, основанный на общегосударственной собственности.
6. 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности и рыночных отношениях.
С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, которые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социальных слоев общества. Финансовая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно новым условиям управления и хозяйствования.
7. Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.)
Переход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон централизованных финансов.
А). Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Сдерживание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности.
Значительный урон экономике был нанесен и необоснованным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на денежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты. Это стало результатом неадекватного роста доходов отдельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда и падению уровня жизни населения. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, или ограниченно конвертируемых валют.
Б). В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.
В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для не эмиссионного покрытия дефицита бюджета. Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской — 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.
С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями.
В). Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями. Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.
Г). Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.
Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства. Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. — 20,5%, в 1994 г. ¾ 10%, в 1995 г. ¾ 7,2%. В 1995 г. был ограничен потенциал «инфляции спроса».
Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, отсутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем государственного финансирования.
О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетельствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. С середины 1994 г. была запрещена досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, товары, услуги, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.
В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были проведены аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии.
Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.
Д). 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.
Иностранный капитал направлялся в наиболее прибыльные секторы экономики.
Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций — это торговые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.
В 1996 г. на территории РФ действовало 16,1 тыс. совместных и иностранных предприятий, годовой прирост составил 10,6%. 15% предприятий создано с участием инвесторов из государств — участников СНГ. Основная доля совместных предприятий создана с инвесторами из США, Германии, Китая, Украины, Великобритании, Финляндии.
В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.
Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора». Официальный курс доллара увеличился на 19,8% и на 1 января 1997 г. составил 5560 руб. за 1 долл. США. Активно функционировал межбанковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продолжалась долларизация экономики. Средства предприятий, организаций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%.
Общий размер государственного внутреннего долга по ГКО-ОФЗ составил на 1 января 1997 г. 237,1 трлн. руб. и вырос за год в три раза.
В 1996 г. финансовое положение основных отраслей экономики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы прибыли.
В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задолженности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.
В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности.
В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля.
В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы.
Е). В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.
Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муниципализация, а также политика ликвидации «перекрестного субсидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий потребителей.
Основное содержание государственного финансового регулирования в 1997 г. — ремонетизация экономики, подготовка и начало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономической сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства.
В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложение. Проводились денежная приватизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механизмы ценообразования, снижались масштабы перекрестного субсидирования.
Ж). Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Важнейшая задача на ближайшие годы — дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета. Эту проблему предполагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а следовательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджетной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также задача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. — 5,0%.