Централизованные финансы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач. Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Содержание

Введение 3
Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов 23
Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 54
3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение 66
Список использованной литературы 81
Приложения 83

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

К целям пенсионной реформы относятся:

• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

•    рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

•  совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые  и социальные пенсии, выплачиваемые  из бюджета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную  систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу — обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные  пенсионные сбережения населения  в негосударственных пенсионных фондах.

На сегодняшний день система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Федеральный фонд социального страхования РФ

Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначаемых пособий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производимых предприятиями и организациями.

В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг населению. При этом помимо гарантированной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

В целях повышения эффективности средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:

1) сужение  сферы прямого бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обязательного медицинского страхования;

2) увеличение  ставки взносов обязательного  медицинского страхования для  расширения перечня оказываемых медицинских услуг.

Существует точка зрения, согласно которой в перспективе будет осуществлен переход к финансированию основной части медицинских услуг лицам пенсионного возраста за счет обязательных сбережений целевого характера по принципу накопительной системы.

В целях совершенствования системы государственного финансирования здравоохранения предусматривается:

1) создание  механизмов финансового взаимодействия  взносов юридических и физических лиц в систему обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе федеральной программы государственных гарантий;

2) разработка  механизма выравнивания финансовых  возможностей регионов по финансированию программы государственных гарантий;

3) установка  тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги монополистов на рынке медицинских услуг;

4) разработка  единой системы оплаты медицинской  помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования;

5) формирование  механизмов участия населения  в затратах на оказание медицинской  помощи в сочетании с реализацией  механизмов адресности социальной  помощи отдельным группам населения;

6) обеспечение  прозрачности финансовых потоков в системе здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования — важнейшая составная часть системы страхования, в том числе обязательного и добровольного. Она играет решающую роль как и экономической, так и в социальной безопасности государства.

Государственный фонд занятости населения РФ

На сегодняшний день деление средств фонда на централизованную и территориальную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регионах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств недостаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и не целевому использованию.

В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.

К основным проблема можно отнести:

- Высокий риск невозвратности средств;

- Проблема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых платежей и финансовых санкций;

- низкий уровень банковского капитала;

- значительный объем невозвращенных кредитов;

-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

  - проблемы в корпоративном управлении  кредитных организаций;

-чрезмерная концентрация  усилий на развитии тех направлений  деятельности, которые приносили  немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

-значительная зависимость  банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами  и участниками их финансово-промышленных  групп;

-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность  в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

-масштабное использование  руководителями находящихся в  их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

-недостаточная жесткость  надзорных требований;

-недостатки действующего законодательства, не урегулированность многих  юридически аспектов деятельности  банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования системы централизованных финансов России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

 

 

Список использованной литературы

I.Нормативно-правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая . ст.108, п.3.- М.:.ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004г.
  3. Гражданский Кодекс российской Федерации. Часть1,2 и 3.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-448с.

II.Учебная литература

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н.      Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾  с.679
  2. Балабанов А. И. , Балабанов И. Т.  Финансы. - СПб: Питер, 2000. - 192 с.
  3. Брайчева Т. В.  Государственные финансы России.  - СПб: Питер, 2002. - 224 с.
  4. Быстряков А. Я., Викулина Т. Д., Воля В. Ф. и др.  Государственные и муниципальные финансы – М.: РАГС, 2003. - 680 с.
  5. Долгов С. И. , Бартенев С. А. , Беликова А. В. и др.  Финансы, деньги, кредит. М: Юристъ, 2002. - 784 с.
  6. Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — М.: Наука, 1974. — С. 156.
  7. Кашин Ю. И. Научные труды: Сб. в 3 т. - Т. I. Деньги, финансы, кредит и банки. - М.: МБИ. - 2003. -  с.526
  8. Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. — М., 1924. — С. 218.

III. Периодическая печать

    1. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики. – МЭиМО, 2002,  № 5.с. 10-18.
    2. Кудрин А.Л. Бюджет-2004 - сбалансированный и реалистичный. // Финансы. - 2004. - № 2. – С. 17
    3. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2002. - № 5. – С. 14
    4. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // Журнал российского права. – 2001. - №  11. – С. 78
    5. Аналитический вестник «Проблемы развития финансовой системы России».№ 27(220). 2003г.

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1. Рисунок 1.1. Общая схема финансовой системы Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Рисунок 1.4. Классификация государственного кредита

 

 


Рисунок 1.4. Классификация государственного кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3. Таблица № 2.2. Приоритеты бюджета-2004 по абсолютным приростам расходов

Таблица № 2.2.

Приоритеты бюджета-2004 по абсолютным приростам расходов

Раздел/подраздел (расходы млрд. руб.)

2003г.

2004г.

%приро-ста

прирост

*

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

714,610

813,744

13,9%

99,134

1*

Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам (точнее расходы, направляемые в пенсионный фонд, подраздел в разделе *)

416,892

499,570

19,8%

82,678

2

Национальная оборона

344,525

411,473

19,4%

66,947

3

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

244,794

310,577

26,9%

65,783

4

Образование

97,672

117,792

20,6%

20,120

5*

Финансовая помощь бюджетам других уровней

258,406

273,776

5,9%

15,370

6

Социальная политика

150,685

161,194

7,0%

10,508

7

Гос. управление и местное самоуправление

66,507

76,967

15,7%

10,460

8

Обслуживание гос. и муниципального долга

277,510

287,571

3,6%

10,060

9

Судебная власть

25,482

33,251

30,5%

7,769

10

Здравоохранение и физическая культура

39,345

47,098

19,7%

7,753

Информация о работе Централизованные финансы в России