Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры финансы.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика расходов федерального бюджета РФ. Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.  Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Расходы федерального бюджета классифицируют: по экономической роли в процессе воспроизводства - это затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы (текущие и капитальные расходы); по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: функционирование федеральной судебной системы;   национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу; формирование федеральной собственности; официальный статистический учет;

Цели и задачи системы  управления государственным долгом

 

В соответствии с действующим законодательством (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

 

Под управлением государственным  долгом в широком смысле  понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Управление государственным  долгом заключается:

 

- в формировании политики в  отношении государственного долга; 

 

- в установлении границ государственной  задолженности (в том числе  в определении общего объема  бюджетного дефицита и, следовательно,  объемов заимствований, необходимых  для его финансирования);

 

- в определении основных направлений  и целей воздействия на микро-  и макроэкономические показатели;

 

- в установлении возможности  и целесообразности финансирования  за счет государственного долга   общегосударственных программ.

 

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

 

Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует  от государства системного подхода  и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

 

В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько функциональных элементов:

 

- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка,  условий выпуска и размещения  государственных долговых обязательств;

 

- обслуживание посредством осуществления  операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

 

- контроль за состоянием государственного  долга.

 

Система управления государственным  долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

 

Правительство Российской Федерации  в проекте «Концепции единой системы  управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:

 

- сохранение объема государственного  долга на экономически безопасном  уровне;

 

- сокращение стоимости обслуживания  государственного долга Российской  Федерации;

 

- обеспечение исполнения обязательств  государства в полном объеме.

 

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

 

- разработка программы заимствований  Российской Федерации на следующий  год, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;

 

- процедура принятия основных  параметров управления государственным  долгом Российской Федерации  на очередной год;

 

- исполнение принятой программы  управления государственным долгом в течение планового года.

 

Основные задачи, решение которых  необходимо для достижения целей  управления государственным долгом:

 

- своевременность и полнота  формирования источников финансирования  дефицита бюджета;

 

- проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

 

- осуществление контроля за  соблюдением предельного значения  и структуры государственного  долга;

 

- контроль за ходом исполнения  долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

 

- контроль за эмиссией ценных  бумаг и их размещением с  учетом необходимой обеспеченности  денежной массой в наличном  обороте и на депозитах;

 

- экспертиза проекта государственного  бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

 

- экспертиза проектов законов,  других нормативных правовых  актов органов государственной  власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение  государственного долга.

 

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

 

Несмотря на то, что управление госдолгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, - риска и доходности (то есть в случае долга - издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.

 

Однако если в качестве другой крайности  установить минимизацию рисков со стороны  госдолга, то в пределе это будет  означать полный отказ от использования  заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга - это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.

 

На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего  называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

 

Управление государственным долгом является составной частью бюджетной  политики. В свою очередь, бюджетная  политика является составной частью социально-экономической политики государства.

 

Основные параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются  в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.

 

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно  влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.

 

Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

 

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Последние годы Правительство Российской Федерации концентрировало все усилия в области долговой политики на проведении реструктуризации, а работа в области структурной перестройки всей системы управления госдолгом ограничилась разработкой проекта концепции.

 

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т. п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

 

Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:

 

- улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

 

- обеспечение стабильного обслуживания  как внешних, так и внутренних  обязательств страны при любой  кризисной ситуации;

 

- содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его  дальнейшему повышению, что не  только обеспечит удешевление  новых заимствований для государства  и частных структур, но и будет  способствовать приливу новых  прямых и портфельных инвестиций;

 

- гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников  и форм заимствований;

 

- обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в  инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

 

- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

 

- прогнозирование и избежание  рисков, связанных со структурой  долга, лучшее использование валютного  фактора в снижении долговых  выплат;

 

- максимальное использование для  обслуживания долга дебиторской  задолженности иностранных государств  России, то есть зарубежных финансовых  активов, а также задолженности  предприятий и регионов по  гарантированным государством валютным  кредитам;

 

- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

 

- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

 

- совершенствование учета и  мониторинга государственного долга,  внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

 

Основные принципы активной долговой политики:

 

1. Безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"