Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
– государства;
– инвесторов (юридические или физические лица), покупающих ценные бумаги;
– эмитентов (юридические или физические лица), выпускающих ценные бумаги;
– посредников (дилеры, брокеры, маклеры и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению различных фондовых операций.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг можно описать следующими парами взаимодействия.
Государство–эмитенты. Государство законодательно определяет порядок эмиссии, обращения и учета ценных бумаг, систему налогообложения, контролирует исполнение законов участниками рынка и сбор налогов. Эмитент размещает свои ценные бумаги в соответствии с установленными правилами. Инвесторы выступают неявными участниками отношений «государство–эмитенты», так как действующее законодательство направлено на обеспечение прав инвесторов.
Государство–инвесторы. Государство устанавливает законодательные нормы, контролирует их выполнение, осуществляет сбор налогов. Инвесторы платят налоги, покупают и продают ценные бумаги и требуют от государства обеспечения своих прав.
Эмитенты–инвесторы. Эмитенты размещают свои ценные бумаги и используют собранные средства для развития бизнеса, имея при этом определенные обязательства перед инвесторами. Интересы эмитентов по развитию бизнеса и интересы инвесторов по получению доходов противоположны. Для функционирования рынка необходимы продавцы, покупатели и посредники, представляющие на нем интересы продавцов и покупателей.
Таким образом, основными действующими лицами рынка ценных бумаг являются:
1) фондовые биржи, фондовые отделы валютных, товарных и товарно-сырьевых бирж, организующие биржевую торговлю ценными бумагами;
2) депозитарии и реестродержатели, которые хранят и ведут реестр ценных бумаг;
3) саморегулируемые организации, являющиеся общественными объединениями профессиональных участников региональных рынков ценных бумаг;
4) акционерные общества, выпускающие ценные бумаги (акции и облигации);
5) инвестиционные фонды и компании, занимающиеся профессиональной специализированной деятельностью по размещению средств частных инвесторов;
6) коммерческие банки, выпускающие свои ценные бумаги, участвующие и обслуживающие фондовые операции других участников рынка ценных бумаг;
7) фондовые центры, занимающиеся реализацией ценных бумаг;
8) пенсионные фонды и страховые компании, вкладывающие временно свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги;
9) юридические и физические лица, которые в рамках действующего законодательства могут совершать различные фондовые операции.
1.2. Классификация рынков ценных бумаг
Выделяют следующие виды классификации рынка ценных бумаг:
1) по географическому признаку: национальный, международный, региональный, мировой рынок ценных бумаг;
2) по месту обращения ценных бумаг:
– биржевой рынок. Торговля ценными бумагами осуществляется на фондовых биржах. Фондовая биржа – особый, институционально организованный рынок, на котором обращаются специально отобранные ценные бумаги наиболее высокого инвестиционного качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– внебиржевой рынок – организованная электронная торговля ценными бумагами (по аналогии с фондовыми биржами). Самый крупный внебиржевой рынок – американский, а крупнейшая внебиржевая торговая система – NASDAQ (автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров). По основным показателям – капитализации, обороту торговли и количеству ценных бумаг – NASDAQ занимает одни из первых позиций среди торговых площадок в мире наравне с крупнейшими фондовыми биржами. Если биржевой рынок всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным (торговля в офисах дилеров, через фондовые магазины, с использованием электронных торговых систем и т.д.), так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В странах с развитой рыночной экономикой подавляющее значение имеет организованный рынок ценных бумаг;
3) по видам применяемых технологий торговли:
– стихийный;
– аукционный;
– дилерский рынок.
4) по отношению ценных
бумаг к их выпуску в
– первичный рынок – рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать стадия «производства» ценной бумаги. Результатами всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами.
– вторичный рынок – рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому;
5) по срокам обращения ценных бумаг: рынок краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг;
6) по видам ценных бумаг: рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных обязательств, вексельный рынок, рынок производных финансовых инструментов и т.д.;
7) по видам сделок с ценными бумагами: рынок кассовых и срочных сделок с ценными бумагами.
Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») – это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.
Срочный рынок
ценных бумаг – это рынок с отсроченным,
обычно на несколько месяцев, исполнением
сделки. Как правило, традиционные ценные
бумаги (акции, облигации) обращаются на
кассовом рынке.
А контракты на производные инструменты
– на срочном;
8) по эмитентам: рынки государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, банковских ценных бумаг и т.д.;
9) в зависимости от типа торговли: традиционный и компьютеризированный.
Традиционный рынок – традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг (как в случае биржевой торговли) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.
Компьютеризированный рынок – это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны:
1) отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей;
2) непубличный характер ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;
3) непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами [15].
1.3. Структура рынка ценных бумаг
Основными компонентами структуры рынка ценных бумаг являются следующие.
I. эмитенты – лица, испытывающие недостаток в денежных ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг (в случае неэмиссионных ценных бумаг это лица, выдающие ценные бумаги, векселедатели, чекодатели).
II. инвесторы. Принято различать розничных инвесторов – население; корпоративных инвесторов – предприятия, обладающие свободными денежными средствами; институциональных инвесторов – предприятия, у которых излишки денежных средств возникают в силу характера их деятельности (инвестиционные фонды, пенсионные и благотворительные фонды, страховые компании и т.д.) [4].
III. финансовые посредники – брокерско-дилерские компании, через которые осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
IV. рынки, на которых обращаются ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг, несмотря
на его единство, можно условно
разделить на несколько сегментов,
которые также называются рынками.
Они характеризуются
Внебиржевой рынок – исторически первый сформировавшийся рынок ценных бумаг. Его возникновение относится к началу XVIII в. Первыми видами ценных бумаг, продававшихся на этом рынке, были векселя, коносаменты, облигации и акции. Это особый сегмент рынка ценных бумаг, отличающийся от биржевого рынка по многим параметрам. Он называется розничным (внебиржевым) рынком (ОТС-market от английского Over the Counter – торговля из-за прилавка). Это рынок индивидуальных, нестандартизированных сделок. Внебиржевой рынок характеризуют следующие особенности:
– множественность продавцов ценных бумаг (коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, фирмы брокеров и дилеров, физические лица и т.д.);
– отсутствие единого курса у одинаковых ценных бумаг (выпущенных одним и тем же эмитентом, имеющих одинаковые номиналы и свойства). В этом случае вопрос о курсе ценной бумаги каждый раз решается в ходе переговоров между ее продавцом и покупателем;
– осуществление торговли ценными бумагами одновременно в различных точках, устанавливаемых произвольно;
– отсутствие единого центра, организующего торговлю и вырабатывающего ее методологию.
Наиболее развит биржевой рынок (фондовая биржа). Он характеризуется большими оборотами, позволяющими создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую часть рисков, существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные расходы. Платой за это являются строгая стандартизация сделки, жесткие ограничения на деятельность участников рынка, повышенные обязательства в отношении поддержания ликвидности и надежности. Контингент членов биржи объединяет и индивидуальных торговцев ценными бумагами, и работников кредитно-финансовых институтов. Круг ценных бумаг, с которыми проводятся сделки, ограничен. Чтобы попасть в число компаний, ценные бумаги которых допущены к биржевой торговле (иными словами, чтобы быть принятой к котировке), компания должна удовлетворять выработанным членами биржи требованиям в отношении объемов продаж, размеров получаемой прибыли, числа акционеров, рыночной стоимости акций, периодичности и характера отчетности и т.д.
Фондовая биржа – это особый, институционально организованный рынок, на котором обращаются специально отобранные ценные бумаги наиболее высокого инвестиционного качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовая биржа – это лучший рынок, создаваемый для лучших ценных бумаг, лучшими, крупнейшими, финансово устойчивыми и пользующимися доверием посредниками, работающими на финансовом рынке [13].
Международная федерация
фондовых бирж разработала требования
к фондовым биржам – членам Федерации.
В частности, в них говорится,
что биржевой рынок должен быть направлен
на развитие акционерного капитала, быть
существенным фактором в развитии экономики,
содействовать привлечению
Можно выделить следующие признаки классической фондовой биржи.
1. Фондовая биржа – это централизованный рынок с фиксированным местом торговли. Быстрое развитие современных технологий, в том числе компьютерных, привело к тому, что на современных биржевых рынках торговля ценными бумагами может вестись с удаленных терминалов, поэтому наличие торговой площадки перестает быть определяющим признаком фондовой биржи. Однако и в этом случае рынок остается централизованным, сделки заключаются через единую для данной торговой площадки торговую сеть по единым правилам.
2. Наличие листинга ценных бумаг.
Листинг ценных бумаг – процедура допуска ценных бумаг к обращению на фондовой бирже.
Делистинг ценных бумаг – процедура исключения ценных бумаг из числа обращающихся на фондовой бирже.
Для того чтобы обращаться на фондовой бирже, ценные бумаги должны удовлетворять определенным требованиям, которые каждая фондовая биржа устанавливает самостоятельно. Основными из этих требований являются: финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента; массовость ценных бумаг эмитента как однородного и стандартного товара; массовость спроса на данные ценные бумаги. Например, в котировальные листы первого уровня для обращения на Московской межбанковской валютной бирже (в фондовой секции) могут быть включены ценные бумаги, удовлетворяющие следующим требованиям:
– ценные бумаги должны быть свободно обращаемыми;
– размер чистых активов компании-эмитента – не менее 3 млрд. руб.;
– срок осуществления деятельности компании – не менее трех лет;
– количество акционеров компании – не менее одной тысячи;
– баланс должен быть безубыточным в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на листинг;
– для облигаций, выпускаемых корпоративными эмитентами, объем эмиссии облигационного займа должен быть не меньше 200 млн. руб.;
– минимальный объем продаж ценных бумаг в среднем в месяц по итогам каждого отчетного квартала – не менее 1,5 млн. руб.