Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:45, шпаргалка
1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах
2.Финансы как экономическая категория
3. Роль финансов в расширенном воспоизводстве
ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство с помощью экон-ческих реформ.
13.Государственный
бюджет и его роль в
Бюджет государства - план доходов и расходов государства на текущий год, кот.составляется в форме баланса и имеет силу закона.
Бюджет выполняет две главные функции:
распределительную (перераспределение денежных доходов между разными отраслями и сферами деят-сти, соц. слоями общества и т.д.);контрольную (контроль за движением бюджетных средств). Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система РБ состоит из республиканского и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Местные бюджеты делятся на:бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Источники формирования централизованного фонда государства на республиканском и местных уровнях
Классификация доходов бюджета по группам: (утверждается Министерством финансов РБ) 1) налоговые доходы(республиканские, месные и др. налоги и сборы,пени за несвоевременную уплату налогов и сборов,% за отсрочну выплаты нал.и сборов, таможен.пошл).2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы(доходы: от продажи наход.в гос. собственности,от платных услуг оказанных гос-ми или местными органами власти и учрежд-ми, средства, получ. от применения мер гражданско-правовой, администр-ной и уголов. ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
4) безвозмездные поступления-это необязательные платежи они могут поступать от. иностранных государств,международных организаций и др. бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Расходы бюджета возникаюе при выполнении гос-вом твоих функций. Они выражают экон-кие отношения, на их основе происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств гос-ва по разным направлениям.
Текущие расходы бюджета обеспечивают текущее функц-ние бюджетных организаций, оказывается текущая поддержка др. бюджетам, организациям и физическим лицам и т.д., а также включ. в себя др. расходы бюджета, кот. не увеличивают стоимость ОС,НА и мат. запасов.
Капитальные расходы бюджета обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность( расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы). Они связаны с увеличением стоимости ОС, НА и мат-ных запасов. находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Они также включают в себя расходы на создание гос. запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. (расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных Чс и на др. непредвиденные расходы).
В расходную часть бюджета входят государственные целевые бюджетные фонды – образуются в соответствии с законом РБ за счет доходов целевого назначения или целевых отчислений от конкретного вида доходов.(Н-р фонд национального развития, инновационные фонды.)
Гос-ные внебюджетные фонды образуются вне госу-ного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.
В РБ создан гос-ный внебюджетный фонд – ФСЗН он включён в состав бюджета.
14.Ссудный фонд, его понятие и источники формирования
Ссудный фонд - совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, мобилизуемых и используемых на началах возвратности, как одну из форм общественного богатства. Используется государством для удовлетворения временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах и населения в денежных средствах. Для определения современного рынка капиталов необходимо обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории.
Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит.
Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства.
К ним относятся:амортизационн
для обновления, расширения и восстановления
пр-ных фондов;
часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления мат-ных затрат;
денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;
прибыль, идущая на обновление и расширение производства;
денежные доходы и сбережения всех слоев населения;
денежные накопления государства
Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками: временными;институциональными.
По временному признаку различают: денежный рынок,( на нем предоставляются кредиты от нескольких недель до 1 года);
рынок капиталов(ден.ср-ва выдаются на более длительные сроки(12-5 лет-среднесрочные кредиты, более 5 лет длогосрочн. Кредиты)
По функционально-
15.
Денежные доходы и сбережения
населения в системе
Доходы населения - сумма денежных ср-в и мат-ных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Структура доходов населения:
Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени.( оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, соц. выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и пр.), доходы от собственности в виде % по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и др.
Натуральные доходы - всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств. Подобно заработной плате доходы выступают в двух формах: номинальной и реальной.
Номинальные доходы- уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей.
Реальные доходы -номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов. Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Доходы членов общества являются показателем его благосостояния.
Следует отличать доход от богатства- (богатство)стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов , а также финансовых средств -наличных денег, сберегательных счетов в банках, облигаций, акций. Под залог богатства (а не дохода) можно получить кредиты в банке; богатство служит источником дохода.
Сбережения - это неиспользованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи.Они с одной стороны, являются важнейшим показателем уровня жизни,; с другой стороны, представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства.
Экономисты определяют сбережения как доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров.
Превышение доходов над расходами и сбережениями может отражать как прирост остатка денег у населения, так и расход денег за пределами данного региона. Превышение расходов и сбережений над доходами может отражать как уменьшение остатка денег, так и ввоз денег из других регионов.
Текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов образуют инвестиционный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков - резерв роста экономики и развития банковской системы.
16. Страховой фонд как источник финансовых ресурсов
Страховой фонд - резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Источники формирования страхового фонда-платежи населения, предприятий, организаций, взимаемые на обязательной или добровольной основе. целеве денежне фонды для страхования представляют собой часть системы финн-вых отношений.
формы организации страховых фондов общества:
• государственные страховые фонды (это фонды соц. поддержки населения, создаваемые за счет обязательных платежей юр.и физ. Работающих лиц Такие средства исп-ся в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных условий для мат-ного обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в др. предусмотренных законом случаях);
• частные страховые фонды (фонды финансово-кредитных учреждений, страховых организаций и т. п.).
Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Фонды страховых организаций -Это коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц и обеспечивающие страх. защиту от конкретных рисков.
В условиях рыночной экономики страховой фонд определяется экономической необходимостью, а страхование является обязательным элементом рыночной инфраструктуры, экономическим рычагом стабилизации экономики.
17.Сущность бюджета, его ф-и. Бюджет в макроэкономическом регулировании
Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.
В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
Государственный
бюджет - это ведущее звено финансовой
системы, совокупность экономических
отношений по поводу формирования и использования
государственного централизованного
фонда денежных средств. Он представляет
собой основной финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.
Функции бюджета:
- перераспределение ВВП и национального дохода;
- государственное регулирование экономики;
- финансовое обеспечение
социальной политики и
- контроль за использованием централизованного земельного фонда
На содержание и роль бюджета влияют объективные и субъективные факторы.
Объективные: уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, природные, социальные, национальные особенности.
Субъективные: тип государства, политика правительства, международная обстановка, уровень внешнеэкономических связей и т.п.
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между:
Бюджетная система - это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местный бюджеты.
Бюджетная система и принципы её построения составляют основу бюджетного устройства современного государства.
Бюджетное устройство – это организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов государственной власти и управления, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс.
Различают два вида государственных и бюджетных устройства: унитарное и федеральное.