Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:45, шпаргалка
1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах
2.Финансы как экономическая категория
3. Роль финансов в расширенном воспоизводстве
В унитарных государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. (РБ)
В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.
Принципы бюджетного устройства:
18.Расходы гос. бюджета и их роль в удовлетворении общегосударственных нужд
Расходы бюджета возникаюе при выполнении гос-вом твоих функций. Они выражают экон-кие отношения, на их основе происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств гос-ва по разным направлениям.
Текущие расходы бюджета обеспечивают текущее функц-ние бюджетных организаций, оказывается текущая поддержка др. бюджетам, организациям и физическим лицам и т.д., а также включ. в себя др. расходы бюджета, кот. не увеличивают стоимость ОС,НА и мат. запасов.
Капитальные расходы бюджета обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность( расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы). Они связаны с увеличением стоимости ОС, НА и мат-ных запасов. находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Они также включают в себя расходы на создание гос. запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. (расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных Чс и на др. непредвиденные расходы).
В расходную часть бюджета входят государственные целевые бюджетные фонды – образуются в соответствии с законом РБ за счет доходов целевого назначения или целевых отчислений от конкретного вида доходов.(Н-р фонд национального развития, инновационные фонды.)
Гос-ные внебюджетные фонды образуются вне госу-ного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.
В РБ создан гос-ный внебюджетный фонд – ФСЗН он включён в состав бюджета.
Расходная часть бюджета увеличивается за счет появления новых расходных направлений, вызванных переходом к суверенитету республики и рыноч¬ным отношениям: необходимостью социальной защиты малоимущих слоев населения, появлением безработицы, необходимостью содержания собственных вооруженных сил, финансирования конверсии, финансовой поддержки сельского хозяйства и т. д.
19.Понятие
финансовой системы и
Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства и предприятий.
В западной литературе: финансовая система – это совокупность рынков, посредников, фирм, предоставляющих финансовые услуги, и других институтов, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения. В нее входят рынки, на которых торгуют акциями, облигациями и другими ценными бумагами, а также финансовые посредники, такие как, например, банки, инвестиционные и страховые компании.
финансовая система обеспечивает: • перемещение экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие; • управление рисками; • осуществление клиринга и расчетов в различных сферах; • функцион-ние мех-ма объединения фин-вых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях.
Учитывая выше сказанное , финансовая система - совокупность обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием денежных средств государства и предприятий, и соответствующих им финансовых учреждений.
В соответствии со ст. 132 Конституции РБ финансово-кредитная система Беларуси включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
20.Сферы и звенья финансовой системы. Их содержание и назначение
Финансовая система государства включает в себя сферы: государственные и финансы предприятий, учреждений, организаций. Также в финансовую систему государства можно включить финн-вый рынок.
Звенья фин. системы – это конкретные виды целевых фондов, создаваемых в рамках госуд-ных финансов или финансов предприятий. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целью государственных финансов -формирование централизованных фондов денежных ср-в и исп-ния их для распределения и перераспределения нац. дохода. Выделяют два уровня централизации: республиканский и местный (региональный).
Гос. бюджет (республиканский уровень) –-основной финансовый план страны, утверждаемым Нац. собранием РБ как закон. Через него госуд-во концентрирует и перераспределяет значительную долю нац. дохода для финансирования народного хоз-ва, соц.-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д.
Местные финансы (региональный уровень) включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Внебюджетные фонды отделены от гос. бюджета и имеют свои органы управления. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Основные цели: соц. услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений в ФСЗН.
Гос. кредит отражает кредитные отношения по поводу сосредоточения государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос. расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов.
Гос-ный страховой фонд формируемся за счет обязательных страховых взносов всех субъектов хозяйствования, функционирующих на основе госуд. собственности. Целевое предназначение этого фонда – аккумуляция денежных средств на случай крупномасштабных потерь и убытков в связи с бедствиями и катастрофами техногенного и природного происхождения.
Финансы предприятий, организаций и учреждений (децентрализованные финансы) – имеют два звена: финансы сферы мат-ного пр-ва и финансы непроизв-нной сферы.
децентрализованные финансы подразделяются в зависимости от характера деятельности на: финансы коммерческихи некоммерческих организаций;
В зависимости от отрасли экономики: финансы промышл. предприятий;
агропромышленного комплекса; строительных организаций; энергетики и т.д.
В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из различают:
финансы учреждений.общественных и религиозных организаций благотворительных и др. фондов.
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования, отнесены также физ. лица и индивидуальные предприниматели (домашние хозяйства)..
(смотрите рисунок в конспекте)
21.Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы
Децентрализованные финансовые ресурсы - денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, др. источников, находятся в собственности или распоряжения предприятий организаций, ИП и используемые на расширение воспроизводства предпринимательской деятельности и удовлетворения других потребностей этих субъектов.
В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:
1.Собственные
и приравненные к ним средства:
АО, др. формы денежных накоплений.
К приравненным к собственным относятся:мин-ная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказчиков на выполнение определенных работ;
задолженность по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям.
2.Заемные средства:банковские ссуды и бюджетные; коммерческие (товарные) кредиты;
3. Привлеченные
средства (средства других
паевые взносы; внешние инвестиции.
Направления использования децентрализованных ресурсов:
выполнение всех финн-вых обязательств перед госуд-вом предусмотренных законодательством; возврат заемных ср-в, уплата % за пользование кредитами; уплата страх.взносов и выполнение др. финн-х обязательств;
финансирование расходов,
связанных с расширением
Центральным звеном во всей финн. системе - госбюджет. Это централизованный фонд. Госуд-ва, он явл.я основным финансовым планом.
Госбюджет включает 2 раздела: доходы, расходы
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды - связанны с формированием средств правительства, местных органов власти, кот. затем исп-тся на целевое фин-ние( фонд нац-ного развития, фонд организации сбора и исп-ния отходов в качестве вторсырья, инновационные фонды). Расходование этих средств строго регламентировано и имеют целевое назначение.
Централизованные финансовые ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части нац. богатства, поступлений от ВЭД, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и исп-ся на расширение воспроизводства и удовлетворение др. общегосуд-ных потребностей.
22.Определение
и содержание финансовой
Финансы – это особая форма экон-ких отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в пр-ве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в.
Финансовая политика - совокупность госуд-ных бюджетно-налоговых и иных финн-вых мех-мов, кот.направлены на мобилизацию финн-вых ресурсов, их распределение и исп-ние для выполнения государством своих функций.
Главным субъектом проводимой финансовой политики -государство. При ее разработке нужно учитывать требования экон-ких законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.
Важным требованием, предъявляемым к финн. политике, явл. соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает что нужно согласовать мероприятия, проводимые во всех звеньях фин. системы ориентировав их на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, и обеспечить тесную взаимосвязь между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, з/пл..
23.Цели и задачи финансовой политики
Финансовая политика, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Она выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики».
Основная цель финн. Политики-наиболее полная мобилизация финн. Рес-в, необходимых для удовлетворения потребностей госуд-ва. С помощью финн. политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Она играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны, способствует обеспечению финн. ресурсами целевых программ, сосредоточению ср-в на ключевых направлениях развития экономики. Фин. политика способствует укреплению и развитию экон-ких связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий.