Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".
Билет №16 г г б а а г б
финансовая политика – это совокупность мероприятий по эффективному функционированию денежных фондов Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
1)выработка научно обоснованной концепции развития финансов, т.е. системы взглядов на развитие финансовых отношений
2)определение основных направлений функционирования финансов 3)практическая реализации выработанной концепции по всем направлениям финансовой деятельности
Финансовая политика любого государства включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую, таможенную и др. политику. Вместе с тем, она служит средством реализации экономической и социальной политики, а также связана с такими направлениями государственной политики, как национальным, геополитическим (теория зависимости внешней политики государства от географических условий) и военным.
Финансовая политика Украины определяется центральным аппаратом законодательной и исполнительной власти. Местные органы власти имеют ограниченные полномочия в области финансовой политики.
Ответственность за финансовое состояние государства, разработку и реализацию финансовой политики несет Министерство финансов Украины. Министерство финансов дает обоснование основных положений финансовой политики государства, на рассмотрение Правительства и Парламента Украины выносятся концепции фискальной политики.
Основными характерными чертами финансовой политики Украины является ее скачкообразный характер, в результате чего произошло значительное сужение налогооблагаемой базы, развитие теневого сектора экономики, произошел финансовой кризис экономики. Финансовый кризис проявляется в росте бюджетного дефицита. Причина: последствия тоталитарного режима; ошибки, допущенные в ходе трансформационных процессов. Общая причина: спад производства ВВП при общем падении физического объема товарной продукции и услуг, низкая конкурентоспособность производимой продукции.В промышленности каждое второе предприятие убыточно, в сельском хозяйстве почти каждое третье. Утратили рентабельность машиностроение, металлургия, легкая промышленность. Самое главное: произошло резкое снижение жизненного уровня населения.
Основные направления финансовой политики:
2.Специальные фонды появились задолго до возникновения бюджета. Имели, как правило, изначально целевое назначение и носили временный характер. Действие фондов прекращалось по факту выполнения государственных мероприятий. Поэтому количество фондов менялось. Тенденция была к увеличению их количества. Это вызывало сложности с управлением. Поэтому возникла потребности объединения фондов в единый - госбюджет.
В настоящее время значение внебюджетных фондов повышается. Причины:1)Это дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики2)фонды автономны, требуют отдельного внимания и эффективного использования3)Источник покрытия дефицита бюджета при наличии активного сальдо.Пути создания фондов: - выделение из бюджета определенных расходов 2)собственные источники доходов.Материальный источник - национальный доход.
Основные методы мобилизации средств:
Классификация
Распространены две классификация специальных фондов:1)по правовому признаку 2)по целевому признаку.
По правовому: государственные и местные.
Государственные находятся в распоряжении центрального правительства (валютные, инвестиционные и др.)
Местные - у местных органов власти. Много местных фондов. Наиболее крупный - заемный фонд.
По целям
использования:экономические научно-исследовательские кредитные социальныеличного и имущественного
страхования военно-
Можно выделить и такой признак как степень автономности.
По степени автономности:специальные фонды, включаемые в бюджетсамостоятельные специальные фондыфонды, обладающие частичной самостоятельностьюЦелью создания экономических фондов является регулирование хозяйственной жизни. конъюнктурные и др.
Это форма многостороннего
сотрудничества между
5 типов такого сотрудничества:
Билет №17 в б б б в г в
1.Сущность управления финансами
Фин.система является
сложным механизмом и требует
управления. Управление финансами –
составная часть упраления
Управление является сознательной целенаправленной деятельностью людей, основанное на знании объективных закономерностей развития общества. Современная экономика не может хорошо развиваться без управляемой финансовой системы. Финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Управление финансовой системой - взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, используемых финансовым аппаратом для стабильного и эффективного функционирования финансовой системы, что способствует развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем. Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. Объектом управления выступает - финансовая система, т.е. финансовые отношения. Субъектом являются организационные структуры, управляющие финансами.
Две основных составляющих управления финансовой системой: органы управления и формы и методы управленческой деятельности.
Различают стратегическое
и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление связано
с реализацией целевых
Основной задачей органов
управления финансовой системой является
обеспечение слаженности в
Эффективность управления финансовой системой определяют два фактора:
Поэтому важным является выбор финансовой модели, адекватной поставленным целям. Модель должна быть действенной, для чего отлаженным должен быть финансовый механизм, необходимо наличие четкого финансового законодательства.
2. Бюджетная классификация, её структура и назначение.
Для осуществления контроля за финансовой деятельностью участников процесса формирования и исполнения бюджета, как правило, применяется бюджетная классификация, которая имеет законодательное утверждение.
Бюджетная классификация
- это группировка доходов и
расходов бюджета по определенным признакам
для обеспечения
Бюджетная классификация
Украины имеет следующие
Таким образом бюджетная классификация обеспеч общегос сравниваемость инфо о состоянии бюджетных отношений в государстве
Утверждает бюджетную классификацию и изменения к ней Министр финансов Украины. Об изменениях обязательно информируется Верховная Рада Украины.
Финансовые отношения выражают денежные связи между субъектами экономической системы. Наиболее распространенные типами связей являются денежные отношения: «государство - предприятие», «предприятие - государство», «предприятие - население», «население - государство», «население - предприятие», «предприятие - предприятие», «население - население», «государство- население».
Финансовые отношения между предприятием и государством могут отличаться ввиду формы собственности предприятия. Если предприятие имеет государственную форму собственности, то финансовые отношения могут устанавливаться по поводу уплаты налогов, осуществления различных платежей и отчислений, уплаты ренты, арендной платы (денежный поток направлен от предприятия к государству), а также по поводу бюджетного финансирования, прямого ассигнования, дотаций, субвенций, льгот, ценных бумаг (от государства к предприятию).
Если предприятие
Финансовые отношения
между предприятиями-
Между предприятием и банком возникают отношения, с одной стороны, по поводу предоставления кредита, коммерческих услуг, процентов, инвестиций; с другой стороны, по поводу уплаты процентов за кредит, коммерческие услуги, возврату ссуд, внесения вкладов, взносов участников-пайщиков.
Особые отношения имеет центральный банк с коммерческим банком: обязательные резервные фонды, плата за кредит, ценные бумаги (со стороны предприятия); кредит, ценные бумаги (со стороны центрального банка).
Финансовая связь «государство - население»: трансферты (пенсии, пособия, стипендии), кредита на строительство жилья и другие нужды, проценты по госценбумагам.