Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".
Екзаменаційний білет №12 б г в в в в б
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования. Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность. Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика. Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета. Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы: – сокращение бюджетных расходов; – отыскание источников дополнительных доходов; – выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат; – заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
2.Характеристика налоговой системы государстваНалоговая система Украины функционирует на осн. Закона Украины «О системе налогообложения», «О гос налоговой службе», з-на № 2181 от 21.12.01 «О порядке погашения плательщиками задолженности по платежам в бюджет и гос целевые фонды», з-ны по отдельным видам налоговых платежей. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в гос-ве, формы и методы их построения, методы расчета налога и налоговый контроль. С др. стороны это совокупность правовых норма, которые регулируют размеры, формы, методы и сроки взимания налогов и налоговых платежей, необходимых гос-ву для выполнения своих функций. Для определения места и роли каждого налога в общественном производстве применяется классификация налогов:1)в зависимости от плательщиков: -юр лица -физ лица -смешанные
2) по форме обложения: -прямые (налоги на отдельные объекты имущества или на доходы отдельных лиц -непрямые (налоги на потребление, акцизы, НДС, тамож. пошлина)
3) по эконом. содержанию
объекта налогообложения: -налог
на доходы (взимаются с доходов
юридических и физических лиц.
Объектами налогообложения
-налог на потребления
(уплачиваются не при
4) в зависимости от
уровня государственных
5) в зависимости от
источников уплаты -которые можно
отнести на себестоимость -
6) в зависимости от
направления использования
3.Финансовый рынок – это сложное экономическое образование, представляющее собой систему рынков, на которых сосредотачивается спрос и предложение на различные по своему характеру финансовые активы. Финансовый рынок – экономические отношения по поводу размещения и организации торговли финансовыми ресурсами.
Атрибуты рынка: четкие
правила торговли, наличие профессиональных
участников рынка, развернутая рыночная
инфраструктура, которая обеспечивается
минимальные расходы и
ПО видам финансовых активов:
А) кредитный рынок (рынок
банковских ссуд, ссудного капитала), т.е.
рынок, на котором объектом купли-продажи
выступают сводные кредитные
ресурсы, обращение которых
Б) рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – объект купли-продажи – все виды ценных бумаг (фондовые инструменты), эмитируемые предприятиями, разными финансовыми институтами, государством.В) валютный рынок: иностранная валюта и финансовые инструменты, с помощью которых осуществляются валютные операцииГ) страховой рынок (не всегда включается в финансовый рынок) – страховая защита в форме разнообразных страховых продуктов
Д) рынок золота (серебро, платина) В Украине рынок золота является наименее развернутым видом финансового рынка через отсутствием его правой регламентации
(НЕ ДАВАТЬ!)) Рынок
финансовых услуг как
А) рынок денег – финансовые активы со сроком обращение до 1 года. Наиболее ликвидные активы
Б) рынок капиталов финансовые активы со сроком обращение более одного года. Менее ликвидные активы
Эти рынка тесно связаны, т.к. их финансовые активы легко трансформируются друг в друга.
Екзаменаційний білет №13
Г б в в б б б
1.Состав финансовой системы государства
Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон: 1) по внутреннему устройству и 2) организационной структуре. По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП. По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками. Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы. Выделяются 4 сферы: – уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования; – уровень макроэкономики – государственные финансы; – уровень мирового хозяйства – международные финансы; – обеспечивающая сфера – финансовый рынок; Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления. К организационной структуре финансовой системы Украины относятся: а) органы управления:– Министерство финансов Украины;– Государственная налоговая служба;– Контрольная ревизионная служба;– Казначейство;– Счетная палата;– Аудиторская палата;– Комитет по надзору за страховой деятельностью;– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;– Пенсионный фонд;– Фонд социального страхования;– Государственный инновационный фонд.
б) финансовые институты:– Национальный банк Украины;– Коммерческие банки;– Страховые компании;– Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы);– Межбанковская валютная биржа;– Фондовые биржи;– Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.
2.Методы организации
финансовой деятельности
Існують наступні методи фінансової діяльності підприємств:
1)комерційні
під-ва здійснюють свою
2)Самоокупність –
покриття влас-ми доходами
3)Прибутковість – пок-тя вит-т на просте від-ня і фор-ня прибутку.
4)Самофінансування –
пок-тя за рахунок отр-го
5) фінансова відповідальність за результати діяльності, своєчасне використання забовязань, сплату податків.
2) Неприбуткова
діяльність під-в зумовлена
3) кошторисне фінансування – пов’язане із покриттям видатків за рахунок державного чи місцевого бюджету на основі складеного кошторису. Принципи : 1) спланованість – виділення коштів здійснюються за планом; 2) цільовий характер; 3) виділення коштів залежно від характеру показників діяльності установи; 4) підзвітність – звітність бюджетних установ керівним розпорядником коштів.
3 Функції
страхування, їх економічний
Содержание страховых отношений наиболее полно выражают следующие функции: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная. Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий. Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и репрессивных мероприятий. Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончании срока страхования. Контрольная функция страхования обусловлена целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов.
Екзаменаційний білет №14
А а в а г в б
1.Характеристика принципов финансов
2. Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это – предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.
Первый принцип финансов – единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины. Финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений. Это в равной мере относится и к государству. Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня.