Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли, выявление резервов ее роста на предприятии АПК и разработка предложений по его совершенствованию.
Объектом исследования является формирование и использование финансовых результатов в СПК «Хотиславский».
Задачами исследования выступают:
Изучение теоретических основ формирования и экономической сущности финансовых результатов;
Рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей учёт финансовых результатов;
Изучение учета финансовых результатов от реализации продукции, товаров и услуг;
Анализ состава и динамики прибыли;
Исследование рентабельности предприятия и расчет резервов роста;
Существенное влияние на увеличение прибыли оказывает обновление основных фондов. Техническое перевооружение производства улучшает экономические показатели работы предприятий. Но в то же время ввод новых предприятий и объектов во многих случаях вызывает рост себестоимости. Одной из причин такого положения является удорожание единицы вводимых мощностей. Стоимость основных фондов, а следовательно, и амортизация зависят от стоимости проектирования строящихся объектов, качества проектов, новизны и экономически принимаемых в них решений, длительности и стоимости строительства, стоимости оборудования и сроков освоения проектных мощностей.
Одним из резервов увеличения прибыли предприятия является рост объема реализации товарной продукции, который зависит от товарного выпуска и остатков нереализованной продукции, включающих готовую продукцию на складе и товары отгруженные, но еще не оплаченные. Чем больше реализуется продукции, тем, при прочих равных условиях, большая сумма прибыли и, наоборот, невыполнение плана по реализации уменьшает прибыль. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции на складе, поступление оплаты за товары, неоплаченные в срок и находящиеся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, - резерв увеличения прибыли за счет объема реализации.
Также рост объема производства и реализации продукции обеспечивают:
- во-первых, рыночно-конъюнктурные факторы за счет формирования вкусов потребителей и спроса на продукцию, организации рекламы, повышение конкурентоспособности;
- во-вторых, материально-технические факторы за счет применения более прогрессивного и производительного технологического оборудования, использование высокопроизводительной оснастки и инструментов;
- в-третьих, организационно-управленческие и экономические факторы (планирование деятельности предприятия, экономическое стимулирование производства).
На объем производства и реализации продукции немалое влияние оказывают социальные факторы. В соответствии с этим следует отметить, что объем производства может быть увеличен за счет облегчения условий труда, повышения квалификации работников, организации отдыха и оздоровления трудящихся.
Одним из резервов роста прибыли является повышение цены реализации продукции, которое можно реализовать за счет материально-технических, организационно-управленческих и экономических факторов.
Деятельность любого предприятия направлена на поиск новых, более прогрессивных видов выпускаемой продукции, совершенствования ее технических сторон, качества и т.д. Одни виды продукции одного и того же предприятия могут как иметь высокий спрос, так и не иметь его вообще. Поэтому в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия периодически изменяют структуру производимой продукции. Например, больше выпускают продукции повышенного спроса, а меньше - той, на которую спрос невелик.
Рост прибыли за счет изменения структуры реализуемой продукции может быть осуществлен в силу проведения следующих мероприятий: освоение и производство новых, более совершенных видов продукции, выпуск экологически чистой и безопасной продукции, а также вследствие разработки на предприятии стратегии и тактики его деятельности.
Каждый комплексный резерв включает в себя два или более элементов, изменения которых имеет разнонаправленный характер: одна их часть при реализации улучшает конечный результат, другая ухудшает.
К комплексным резервам относятся два следующих важнейших резерва. Это, во-первых, резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство. Он заключается в том, что рост цены товара опережает рост затрат на его производство. Реализация этого резерва связана с повышением качества продукции с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции. По сути использование этого резерва приводит к увеличению прибыли от продаж единицы продукции.
Во-вторых, резерв увеличения произведения объема производства продукции и прибыли на единицу производимой продукции. Этот резерв заключается в том, что, как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так что конечный результат возрастает.
Следует отметить, что комплексные резервы - это в основном резервы стратегические. Их реализация связана с перспективой существования предприятия, его будущностью. Решение о задействовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принимают высшие менеджеры или директор. В принципе может быть несколько разных стратегических направлений функционирования предприятия. Одно из них заключается в том, что реализация товара осуществляется по максимально возможным ценам при минимально-необходимом уровне объема производства этих товаров. Другое направление - это полярно противоположное первому и заключается в том, что цены реализации устанавливаются минимально возможными, а объем производства продукции в связи с увеличением спроса на нее резко возрастает. Разумеется, могут быть предложены и другие стратегии поведения субъекта хозяйствования. Например, стратегия золотой середины, когда и цена реализации товара и объем его производства устанавливаются на уровне между двумя указанными положениями - ближе к середине. Могут быть приняты и другие возможные стратегии со смещением цен и объема реализации в ту или иную стороны.
Представленный перечень факторов и путей реализации резервов позволяет дифференцировать всю эту совокупность по признаку места источника их действия. Нетрудно заметить, что первые пять факторов из перечня относятся к внутрипроизводственным (экономические, социальные, экологические, организационно-управленческие, материально-технические). Остальные три (рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные) внешние по отношению к предприятию. Действие последних связано с рыночной конъюнктурой, законодательными и властными структурами. Их значение в использовании существующих резервов повышения прибыли исключительно велико. По сути - это регуляторы производства, действие которых может его стимулировать, а может и сдерживать его.
Процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от их последствий, зеркальным отражением которых является изменение информации на параметрическом (элементном) уровне.
Правильное исчисление резервов роста прибыли необходимо для ее планирования на будущий период. Зная перспективную сумму прибыли, предприятия смогут правильно спрогнозировать инвестиционную политику, а также расходы на социально-культурные мероприятия и материальное стимулирование своих работников.
Резервы роста прибыли практически неисчерпаемы. По мере ускорения научно-технического прогресса ослабляется роль резервов, связанных с экстенсивными факторами роста конечных результатов, и усиливается значение поиска резервов интенсификации производства, которые обнаруживаются путем непосредственного их изучения на рабочих местах. Эти резервы выявляются тем полнее, чем больше число работников разных профессий и специальностей участвуют в их поиске. Из этого вытекает необходимость вовлечения в поиск резервов роста прибыли всех работников предприятий [20, с.53].
Итак, резервы представляют собой упущенные (не использованные) на данный момент возможности роста объема выпуска и продаж продукции, снижения ее себестоимости, увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансового состояния, а также улучшения других экономических показателей деятельности организаций.
Суммы резервов могут быть определены как разность между возможными и фактически достигнутыми величинами экономических показателей деятельности.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3.1.)
Рисунок 3.1 - Блок-схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции.
Общая формула прибыли от реализации выглядит следующим образом:
Преал.=VРП*(Ц-С), (3.1)
следовательно, и резервы роста прибыли от реализации можно достигнуть за счет увеличения объема реализации продукции, роста цен и снижения себестоимости.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
По результатам анализа прибыли предприятий необходимо разрабатывать мероприятия текущего и перспективного характера по улучшению использования финансовых ресурсов, укреплению режима экономии в расходовании средств, усилению режима роли механизма формирования и распределения прибыли как экономического рычага интенсификации производства.
Подсчет резервов роста финансовых результатов от производства и реализации продукции растениеводства СПК «Хотиславский» сведем в таблицу 3.1. (Приложение 6).
Подсчитав резервы роста финансовых результатов от реализации продукции растениеводства можно сделать вывод, что возможная прибыль от реализации зерновых, рапса, картофеля составит 193,047 млн. руб., 716,125 млн. руб. и -73,861 млн. руб. соответственно. То есть по данным культурам можно увеличить прибыль на 628,047 млн. руб., 467,125 млн. руб. и 76,139 млн. руб. соответственно. Что касается рентабельности зерновых, рапса и картофеля, этот показатель можно увеличить на 7, 95 п.п., 29,27 п.п. и 16,72 п.п.
Подсчет резервов роста финансовых результатов от производства и реализации продукции животноводства СПК «Хотиславский» сведем в таблицу 3.2. (Приложение 7).
На основании данной таблицы можно сделать вывод, что увеличив объем реализации молока на 537 т., уменьшив себестоимость 1 т. молока на 215,125 тыс. руб. и увеличив цены реализации 1 т. молока на 388,490 тыс. руб., можно увеличить прибыль до 13671,414 млн. руб. (т.е. по сравнению с 2012 годом увеличить на 6177,414 млн. руб.) и увеличить рентабельность молока на 35,5 п.п.
Далее проведем факторный анализ фактических и возможных показателей прибыли и рентабельности продукции СПК «Хотиславский». Для анализа составим таблицу 3.3. (Приложение 8).
Проведя факторный анализ фактических и возможных показателей прибыли и рентабельности необходимо отметить, что наибольшее влияние на возможные показатели прибыли и рентабельности зерновых, рапса, молока и КРС на мясо оказывает цена. Также на прибыль и рентабельность большое влияние оказывает себестоимость.
Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов – одна из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.
Результаты проведенного теоретического исследования позволяют сделать следующие выводы:
Прибыль – это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.
Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Эффективность работы предприятия определяется через коэффициенты рентабельности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия.
В первой главе данной работы определены сущность и содержание прибыли, выявлены классификации факторов, влияющих на формирование прибыли.
Во второй части работы был проведен анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере СПК «Хотиславский». Был проанализирован механизм формирования прибыли, оценены в динамике показатели эффективности использования средств организации (показатели рентабельности), рассчитано влияние факторов на прибыль и рентабельность.
В целом, основываясь на данных годового отчета (ф. № 7 АПК) и отчета о прибылях и убытках, можно сделать вывод о том, что предприятие СПК «Хотиславский» в 2012 году улучшило свои финансовые результаты, эффективность его работы возросла. Если характеризовать работу предприятия на основе прибыли от реализации продукции, работ и услуг, то можно сказать, что предприятие работало эффективно.
На предприятии СПК «Хотиславский» в 2012 г. увеличился объем реализации продукции рапса, молока, прирост свиней и всей продукции животноводства. Прибыль от реализации увеличилась от всех видов продукции предприятия. В СПК «Хотиславский» наиболее рентабельно производить КРС и наименее рентабельно зерновые об этом свидетельствуют данные годового отчета за 2012 г.
В третьей главе были определены направления по улучшению финансовых результатов, такие как:
- оптимизация пропорций
между капитализируемой и
- следует вести учет
внешних и внутренних факторов
при планировании
- следует организовать
систему компьютеризации
Информация о работе Экономическое содержание финансовых результатов деятельности организации