Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».
ВВЕДЕНИЕ …………… 3
1. Возникновение финансов 4
2. Понятие и модели финансовой политики 5
3. Классическая теория финансов 8
4. Неоклассическая теория финансов 11
5. Современная финансовая система Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Финансы»
На тему: «Этапы развития финансовой мысли»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………… 3
1. Возникновение финансов 4
2. Понятие и модели финансовой политики 5
3. Классическая теория финансов 8
4. Неоклассическая теория финансов 11
5. Современная финансовая система Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
По вопросу
происхождения термина «
Возникновение
государства предполагает, кроме
всего прочего, установление определенных
взаимоотношений по распределению
и перераспределению
В обществах
с преобладанием натуральных
отношений
В то же
время любые
Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «… с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».
Первоначально термин “финансы” (finansia) возник в торговых городах Италии, где от стал применяться уже в XII—XV вв. Термин означал любой денежный платеж одного экономического агента другому. Впоследствии термин “финансы” стал использоваться для обозначения платежа между физическими и юридическими лицами и государством, то есть налогов, таможенных пошлин и т. д.
Финансы возникают с появлением прибавочного продукта в виде товара, то есть при переходе от натуральной системы хозяйствования к товарной. Это обусловлено тем, что при господстве натурального хозяйства все произведенное потребляется самими производителями внутри хозяйства и отсутствуют накопления в денежной форме. При переходе к товарному производству у субъектов создаются фонды денежных средств, которые можно использовать на нужды хозяйствования. Наличие таких фондов — основа возникновения финансовых отношений.
Второе условие появления финансовой системы — формирование государства. Именно оно аккумулирует в своих руках часть денежных фондов производителей и населения (с последующим использованием их на свои нужды), тем самым вступая с экономическими агентами в финансовые отношения.
Историю развития финансовых отношений условно можно разделить на три этапа.
Первый этап — возникновение финансов государства. Он длился до XVIII в. Указанные рамки не означают, что после XVIII в. финансы государства перестали существовать. Нет, речь идет о том, что до отмеченного момента государственные финансы развивались особенно бурно и складывались определенные принципы их функционирования. Еще ученые древнего мира полагали, что развитие государства зависит от состояния его казны, но финансов государства в современном понимании этого слова тогда не существовало.
Дальнейшее
развитие экономических и политических
отношений привело к ряду изменений.
Главное из них — отторжение монарха
от казны государства. Прежде казна
находилась в собственности монарха.
Он был единоличным распорядителем
всех доходов государства, и казна,
как и государство, рассматривалась
как частная собственность
Следующим этапом стало развитие финансов предприятий. С конца XVII до начала XVIII вв. шел бурный процесс становления финансов предприятий. Его главными причинами стали промышленная революция и укрупнение производства в форме мануфактур. Технический прогресс позволил усовершенствовать станки и, увеличив производительность, снизить издержки, наладить промышленное производство товаров в крупных масштабах.
Например, применение ткацкого станка увеличило производство ткани с одного рулона в несколько месяцев до нескольких рулонов в месяц, а затем — и до нескольких рулонов в день.
Таким образом, сформировались материально-технические предпосылки для создания крупных мануфактур и получения больших прибылей. Крупные доходы позволили предприятиям создавать солидные собственные финансовые резервы, но они же поставили вопрос об их грамотном использовании — то есть о проведении предприятиями собственной финансовой политики. Финансовые резервы предприятия направляли на дальнейшее расширение производства и формирование стратегических запасов. Данный процесс можно определить как процесс укрупнения, концентрации капитала. Укрупнение капитала в различных формах происходит и в настоящее время.
В начале XX в. возникает и затем получает повсеместное распространение особая организационно-экономическая форма предприятий — транснациональные корпорации (ТНК). В современной мировой экономике, основным признаком которой стали процессы глобализации, ТНК играют главенствующую роль. Именно они формируют международное разделение труда, оказывают решающее воздействие на мировые товарные, финансовые, валютные и другие рынки.
С середины XX в. происходит развитие финансов домохозяйств [2], связанное с процессами накопления денежных средств и активизации инвестирования со стороны населения. Люди перестали быть только потребителями благ и поставщиками своей рабочей силы, они становятся важнейшими экономическими субъектами. Население инвестирует в производство и во многом влияет на экономические процессы, происходящие как в экономике своей страны, так и в мировой экономике.
Яркий пример ощутимого влияния отдельных домохозяйств как на экономику страны, так и на мировую экономику — деятельность семей (в широком смысле) Рокфеллеров и Сороса.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Цель финансовой политики заключается в увеличении объема финансовых ресурсов. Проведение финансовой политики предусматривает три основных этапа:
— определение целей. На этом этапе формулируются цели политики и конкретизируются задачи, которые необходимо разрешить для достижения этих целей;
— определение инструментов и методов, с помощью которых данные задачи могут быть разрешены. Можно сказать, что на этом этапе определяются средства достижения целей. Здесь очень важно достичь соответствия между средствами и целями;
— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйствования. Оно осуществляется для достижения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
Финансовая политика сильно зависит от тех методов и средств, которые применяются для достижения целей. Можно выделить несколько типов финансовой политики.
Классическая финансовая политика
Первый
тип — классический. Он основан
на теории свободной конкуренции, основоположниками
которой были великие экономисты
А. Смит и Д. Риккардо. Суть данной финансовой
политики заключается в минимизации
регулирующего влияния
Соответственно
при проведении финансовой политики
классического типа ставки налогов
и государственные расходы
Кроме того, еще одной причиной практически полного отказа от использования налогов было наличие самого рынка свободной конкуренции, в котором вмешательство государства (в форме налоговых изъятий) могло только помешать нормальному развитию предпринимательства.
Главное
условие финансового
Регулирующая финансовая политика
Второй тип финансовой политики государства — регулирующее воздействие государства. Данный тип политики является полной противоположностью классическому типу. Его теоретический базис составили идеи и труды Дж. М. Кейнса, которые получили практическое применение во время правления президента США Ф. Рузвельта. К 30-м гг. XX в. стало очевидно, что совершенной конкуренции не существует и рыночная экономика не может самостоятельно справиться с кризисными ситуациями. Более того, рыночная система хозяйствования вовсе не гарантирует максимального уровня эффективности в процессе использования ресурсов. В результате была предложена новая стратегия государственной политики в области финансов и регулирования экономики.
Суть регулирующего типа финансовой политики сводится к необходимости активного вмешательства государства в экономические процессы. Государство должно создавать дополнительный спрос путем увеличения своих расходов. Соответственно, государство должно иметь дефицит государственного бюджета, то есть расходы должны превышать доходы. Стоит заметить, что еще в XIX в. об этом же говорил великий русский политик и экономист С.Ю. Витте.
Толчком к появлению теории Кейнса послужил экономический кризис, разразившийся в США в 1929—1933 гг. и названный “Великой депрессией”. Следует отметить, что, используя данную теорию, правительство США с помощью больших государственных расходов, масштабного разворачивания общественных работ сумело активизировать экономику и вывести страну из экономической депрессии.
Именно в рамках правительственной программы общественных работ в те годы была в основном построена американская сеть федеральных шоссейных дорог, которая и в наши дни представляет собой пример отменного качества и комфорта. Но у этой программы правительственных расходов есть еще один, более глубокий и существенный смысл, если взглянуть на нее с точки зрения экономической теории. Дороги — элемент инфраструктуры экономики, причем чрезвычайно низкорентабельный (срок окупаемости затрат на их строительство может превышать 25 и более лет). Частный капитал, тем более ослабленный экономическим кризисом, в принципе, не будет замораживать средства в подобных долгосрочных проектах. Но без хороших дорог экономика не может успешно развиваться. Поэтому американский пример, когда государство берет на свои плечи расходы по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для развития экономики в целом, подтверждает положение, что рынок не в состоянии регулировать все сферы экономики. Следовательно, участие государства (прямое и косвенное) в экономике не только желательно, но и неизбежно по объективным причинам.
Планово-директивная финансовая политика
Планово-директивная
финансовая политика реализовывалась
в рамках социалистической системы
хозяйствования, когда все управление
финансовыми потоками страны осуществлялось
из единого центра. Для данной политики
характерны большие государственные
расходы и отсутствие дефицита государственного
бюджета. Такая финансовая политика
применялась в нашей стране периода
существования Советского Союза. Ее
достоинство заключалось в