Этапы развития финансовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………… 3
1. Возникновение финансов 4
2. Понятие и модели финансовой политики 5
3. Классическая теория финансов 8
4. Неоклассическая теория финансов 11
5. Современная финансовая система Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

3. Фонды, консолидированные в  бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные  фонды.

5. Фонды страхования.

6. Государственный кредит.

7. Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

8. Финансы населения.

Все перечисленные финансовые институты  можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства.

Главным звеном финансовой системы  государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Через госбюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного  производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Важная роль государственного бюджета  не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий  и учреждений социально-культурного  направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального  обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды  — средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование, а с другой —  дает возможность расходовать эти  средства не в полном объеме. Поэтому  в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Кредит представляет собой систему  денежных отношений, посредством которых  осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения  и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование  осуществляют негосударственные страховые  компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование  в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые  компании не имеют четкой специализации  по направлениям страхования.

Среди звеньев финансово-кредитной  системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания  капитала в отрасли с высоким  уровнем дохода. Фондовый рынок, как  и кредитное звено, служит для  мобилизации и эффективного использования  временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового  рынка рассчитывают на получение  более высокого дохода по сравнению  с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного  дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят  от видов ценных бумаг, в которые  они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и ресурсы финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы.

Наконец, финансовая система России как совокупность государственных  органов и учреждений — это  разветвленная сеть финансовых органов  и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов  возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  политики и осуществляющим общее  руководство организацией финансов в стране.

Финансовая система включает в  себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Схема  финансовой системы РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем  основные итоги по работе.

Термин  finansia возник XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Каковы  предпосылки возникновения финансов?  Ведь человечество задолго до этого  имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая  предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая  предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3,9 %, России – 2,7 % общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13 %) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья  предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственных и денежных отношений  стало возможным распределение  созданного продукта в стоимостном  выражении. Распределительные отношения  – часть экономических отношений  в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы  экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем – и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, то есть изменяются во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики // Финансы. 2004 № 11.
  3. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. – Л., 1929.
  4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2000
  5. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М., 1997.
  6. Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 2004.
  7. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб.: Питер, 2001.
  8. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  9. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. Под общ. ред. В. В. Ковалева  и З. А. Сабова. – СПб.: Питер, 2001.
  10. М.К. Бункина, В.А.Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие – М.: Эльф К – пресс, 2000.
  11. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку, 2002.
  12. Медведев В.А., Абалкин Л.И  Экономика – М.: Политиздат, 1990.
  13. Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 2000.
  14. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) М.: ИНФРА-М, 2000.
  15. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 – 1917 гг.) // Финансы. – 2002. - № 7. – с. 15 – 17.
  16. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2003.
  17. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: ДИС, 1997.
  18. Финансово-бюджетная политика // Финансы. 2003. № 12.
  19. Финансы / Под ред. В.Д.Мельникова, К.К. Ильясова. Алматы.: Каржы-Каражат, 1997.
  20. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А И. Архипова. – М.: Проспект, 1999.
  21. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000.
  22. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  24. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Информация о работе Этапы развития финансовой мысли