Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».
ВВЕДЕНИЕ …………… 3
1. Возникновение финансов 4
2. Понятие и модели финансовой политики 5
3. Классическая теория финансов 8
4. Неоклассическая теория финансов 11
5. Современная финансовая система Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
3. Фонды, консолидированные в бюджете.
4. Внебюджетные
5. Фонды страхования.
6. Государственный кредит.
7. Финансы хозяйствующих
8. Финансы населения.
Все перечисленные финансовые институты
можно разбить на две подсистемы.
Это — общегосударственные
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования
Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Через госбюджет государство
Важная роль государственного бюджета
не ограничивается финансированием
сферы материального
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Обособленное функционирование внебюджетных
фондов позволяет оперативно осуществлять
финансирование важнейших социальных
мероприятий. В отличие от государственного
бюджета расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов
Кредит представляет собой систему
денежных отношений, посредством которых
осуществляется мобилизация временно
свободных денежных средств бюджета,
народного хозяйства и
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной
системы особое место занимает фондовый
рынок. Его можно выделить в отдельное
звено, так как фондовый рынок
представляет собой особый вид финансовых
отношений, возникающих в результате
купли-продажи специфических
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
В условиях рыночной экономики на
основе хозяйственной и финансовой
независимости предприятия
Наконец, финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.
Рис. 1 Схема финансовой системы РФ
Подведем основные итоги по работе.
Термин finansia возник XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Каковы
предпосылки возникновения
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3,9 %, России – 2,7 % общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13 %) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким
образом, только на данном этапе развития
государственных и денежных отношений
стало возможным распределение
созданного продукта в стоимостном
выражении. Распределительные отношения
– часть экономических