Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа
«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить в перспективе стабильный доход. Благодаря Нац. фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н. А. Назарбаев.
1. Введение
2. Этапы совершенствования Национального фонда Республики Казахстан
3. Национальный фонд РК
3.1. Источники формирования Национального фонда РК
3.2. Управление активами
3.3. Взаимоотношения Национального фонда Республики Казахстан, правительственного заимствования и государственного сектора
3.4. Использования Национального фонда РК
3.5. Прогноз поступлений в Национальный фонд РК
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Приложение 1
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Университет Международного Бизнеса
Факультет: «Информационные системы и Финансы»
Национальный фонд Республики Казахстан: специфика формирования и использования
Студентка 33 группы: Серикбаева Асель
Содержание
1. Введение
2. Этапы совершенствования Национального фонда Республики Казахстан
3. Национальный фонд РК
3.1. Источники формирования Национального фонда РК
3.2. Управление активами
3.3. Взаимоотношения Национального
фонда Республики Казахстан,
3.4. Использования Национального фонда РК
3.5. Прогноз поступлений в Национальный фонд РК
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Приложение 1
«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить в перспективе стабильный доход. Благодаря Нац. фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н. А. Назарбаев.
Национальный фонд Республики Казахстан — Государственный фонд Республики Казахстан, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Помимо начисляемого инвестиционного дохода в Нац. фонд поступают денежные средства, которые стали складываться за счет поступлений в госбюджет сверхплановых налоговых платежей от крупнейших предприятий сырьевого сектора страны. Тем более в это тяжелое для нас всех время – экономического кризиса, этот фонд поможет стабилизировать финансы страны, чтобы для простого люда это было не так заметно.
Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.
Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.
Понятие Национальный фонд Республики Казахстан используется в таких документах как Бюджетный кодекс Республики Казахстан
С 1 июля 2006 года вступила в силу Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, согласно которой Национальный фонд формируется, главным образом, за счет прямых поступлений от предприятий нефтяного сектора. Ежегодно часть средств Фонда направляется в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет на финансирование расходов бюджетных программ развития.
2. Этапы совершенствования политики
формирования и использования Национального
фонда Республики Казахстан
В истории становления и функционирования Национального фонда Республики Казахстан ясно выделяются три основных этапа изменения политики его формирования и управления:
• Этап I. Создание и становление Национального фонда
(2000–2005 гг.).
• Этап II. Концепция среднесрочного развития Национального
фонда (2005–2010 гг.).
• Этап III. Новая концепция развития Национального фонда (с 2010 г.).
Этап I. Создание и
становление Национального
(2000–2005 гг.)
В мае 2001 года в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан №402 от 23 августа 2000 года “О Национальном фонде Республики Казахстан” и №543 от 29 января 2001 года “О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан” одним из первых среди аналогичных суверенных фондов стран СНГ был создан Национальный фонд Казахстана. Как высказался в тот период Кайрат Келимбетов: “Вопрос о создании стабилизационного фонда начал обсуждаться в 1997 году. Но в условиях экономического кризиса 1998 года и падения мировых цен на нефть доходы Казахстана от продажи углеводородного сырья резко снизились. Проблема резервирования сверхприбылей стала неактуальна. Сегодня ситуация изменилась. Во-первых, возросли цены на нефть. Во-
вторых, подтверждается наличие больших запасов нефти на Каспии. В-третьих, в будущем году мы ожидаем вступления в строй КТК. Это значит, что уже в скором времени поток нефтедолларов в Казахстан может резко увеличиться». В связи с этим в целях снижения давления на экономику Казахстана прогнозируемого потока нефтедолларов Указом №402 основная цель Национального фонда была определена как “…обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопление финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция)”. Этим же Указом был установлен следующий основной механизм формирования, управления и использования средств Национального фонда Республики Казахстан:
1. Активы фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.
2. Управление активами фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан.
3. Объем и направления использования фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан.
4. Правительство Республики Казахстан ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании фонда.
В течение 2001 года были проведены основные необходимые мероприятия по организации и обеспечению деятельности Национального фонда. Кроме того, Указом №543 были утверждены “Правила формирования
и использования Национального фонда Республики Казахстан, в которых были определены основные принципы деятельности фонда. Также этим указом были уточнены функции фонда, в рамках реализации его основной цели:
1. Сберегательная функция заключается в формировании накоплений государства.
2. Стабилизационная функция выражается в снижении зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.
При этом сберегательная часть установлена в размере 75 %, стабилизационная – в размере 25 %. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40 %, а на сберегательный – 60 %. В последующем этот дисбаланс был ликвидирован.
В целях исполнения стабилизационной функции фонд формируется
в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по следующим видам:
• подоходный налог с юридических лиц;
• налог на добавленную стоимость;
• налог на сверхприбыль;
• бонусы;
• роялти;
• доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным
контрактам.
В целях исполнения сберегательной функции фонд формируется за счет следующих поступлений:
• официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10 % от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным
обязательным платежам в бюджет;
• инвестиционные доходы от управления фондом;
• иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством
Республики Казахстан.
При этом Правила ясно определили три направления, по которым могут расходоваться средства фонда:
1) для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных
обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора по специальному перечню;
2) в виде целевых трансфертов, передаваемых из фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
3) на покрытие расходов, связанных с управлением фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.
По двум первым направлениям фонд используется в целях реализации стабилизационной функции (накопительная функция реализуется автоматически). Правила также установили запретительную норму использовать фонд для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств. Фонд должен размещаться в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода.
Также указанные Правила уточняют, что Национальный фонд фактически является самостоятельным субъектом, действующим на основании договора доверительного управления, самостоятельно осуществляет инвестирование фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим, разрабатывает и утверждает правила осуществления инвестиционных операций.
Более того, в развитие вышеуказанных документов постановлениями Правительства Республики Казахстан были утверждены: Перечень организаций сырьевого сектора, по которым сверхплановые налоговые и иные обязательные платежи в бюджет зачислялись в Национальный фонд, Договор о доверительном управлении Национальным фондом, Правила осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан, Правила выбора независимого аудитора для проведения ежегодного внешнего аудита Национального фонда Республики Казахстан.
Таким образом, на данном этапе была сформирована основная законодательная и нормативная основа формирования и управления Национальным фондом Республики Казахстан.
Этап II. Концепция среднесрочного развития Национального фонда
(2005–2010 гг.)
В ходе дальнейшего функционирования Национального фонда выявились отдельные существующие проблемы, а именно:
• нестабильность величины ежегодных нефтяных поступлений в республиканский бюджет;
• отсутствие устойчивой методологии формирования накоплений
Национального фонда;
• неполнота и непостоянность перечня организаций сырьевого сектора, формирующих Национальный фонд.
В целях решения указанных проблем Указом Президента Республики Казахстан №1641 от 1 сентября 2005 года с 1 июля 2006 года введена в действие Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу. Согласно среднесрочной Концепции, основными источниками формирования Национального фонда были определены:
• прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу
продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый
конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором
в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан,
подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;
• поступления от приватизации государственного имущества, находящиеся в республиканской собственности, инвестиции, относящие к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям
• поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
• иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством
Республики Казахстан.
Важным отличием данной Концепции стало расширение перечня плательщиков в Национальный фонд. Ранее в качестве плательщиков были
определены 6 компаний. С принятием новой Концепции к предприятиям
нефтяного сектора были отнесены все юридические лица, занимающиеся
добычей и реализацией сырой нефти и газового конденсата. В результате
на момент утверждения Концепции в перечень вошли 555 компаний, приводимых в приложении к закону “О республиканском бюджете”. Так как
бюджет утверждается Парламентом, это позволило Парламенту быть в курсе того, кто является плательщиком в Национальный фонд.
Информация о работе Этапы совершенствования Национального фонда Республики Казахстан