Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 01:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.
Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности . . . . . 5
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
«СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ДИЗАЙНА И КИНЕМАТОГРАФИИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Значимость антуража в создании
образов»
Работу выполнила студентка:
Проверил:_____________________
Тольятти 2014 г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности . . . . . 5
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Введение
Антураж происходит от французского entourage, что в свою очередь от entourer – окружать. Антураж означает среда, окружение, окружающая обстановка, которая создаёт у наблюдающего определённое настроение. Некоторые понимают под антуражем создание атмосферы торжественности или праздничности, что не совсем верно.
Антураж может быть создан как визуальными образами, путём копирования костюмов, атрибутов, вещей и декораций, так и звуковыми эффектами – музыкой, речью.
Также используется для создания атмосферы той или иной эпохи в театре, кино и фотографии. В понятие антураж могут входить декорации и костюмы актёров определённой эпохи и места, в которой разворачивается действие. Антураж имеет особое значение в фотографии и часто используется фотографом для создания определённой смысловой нагрузки.
Декорации, предназначенные для съёмок в фотостудии, строятся с учётом размеров студии и освещения. Для ускорения и упрощения постройки декораций используется фундус, состоящий из набора стандартизированных элементов - щитов, контрольных брусьев, уголков, откосов, а собираются при помощи струбцин и легкого крепежа. Натурные декорации в фотографии «съедят» существенную часть съёмочного бюджета, по этому, как правило, они практически не используются. Декорации для фото и видео съёмки изготавливаются с учётом требований заказчика конечному изображению и по возможности все сложные элементы максимально упрощаются и удешевляются. Большинство декораций для фотографии и видео имеют презентабельный вид только с одной стороны. Иногда в студии в качестве декорации вешаются самые обыкновенные фотообои.
Существуют специалисты по созданию антуража – арт-директора, дизайнеры, модельеры, стилисты, оформители, архитекторы и визажисты.
Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.
Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
Теоретической и методологической основой послужили работы таких авторов как Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Поспелов Г.Н. «Эстетическое и художественное», Розов Г.Д. «Искусство фотографии».
Информационной основой послужил сайт http://www.rosphoto.com.
Работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические вопросы, обозначенные в задачах, во второй – непосредственное применение теории на практике.
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности
Г.Н. Поспелов писал: «Образ - это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков». [6] То есть образ можно рассматривать, как художественную мысль автора, состоящую из содержания и формы, неразрывно связанных между собой.
Согласно гипотезе выдвинутой А.А. Потебней: «образ живет в самом слове, состоящем из содержания (значения), внешней (звучание и начертание) формы и внутренней формы (образное представление). [7]
Другая теория, также претендующая на универсальное объяснение тайны внутреннего устройства образа, может быть названа теорией сравнения. Она исходит из постулата, что образной структуре литературно-художественного произведения всё сравнивается со всем. Все образы построены как сравнение, либо элементарное, либо сложное.
Наконец, третья теория интерпретирует наиболее развитые и сложные образы как систему сопротивопоставления. То, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, уравниваются в правах, оказываются в отношениях взаимоотражения.
Одно из аксиоматических положений современной эстетики и теоретической поэтики гласит: художественный образ, будучи диалектическим единством объективного и субъективного факторов творчества, практического и теоретического способов познания мира, типического и индивидуального, не только отражает, но и обобщает действительность.
Типическое в жизни - это самое распространенное, общезначимое, так сказать, среднеарифметическое, т.е. человек в личностном плане совершенно неопределенный. Типическое в искусстве - нечто совершенно иное, яркая личность, которую невозможно с кем-либо спутать. (Том Сойер или Мартин Иден Джека Лондона). Определяя типическое в жизни, мы выявляем экземпляр, наиболее характерный, со средними показателями. В искусстве же автор, художник ищет экземпляр выдающийся, особенный, плюс обязательно добавляет что-то от себя, чтобы усилить впечатление.
Другая особенность соотношения типического и индивидуального в искусстве определяется целостностью художественного образа, представляющего собой применительно, например, к человеку не случайный выбор «характерных черт», не схематический ассортимент его антропонимических измерений, добродетелей и пороков, склонностей и привычек, симпатий и антипатий, а живой полнокровный характер, в котором все общее проявляется только в конкретном.
Художественный тип, если понимать его как «проявление общего в индивидуальном, характерном, особенном», в отличие от абстрагированного усредненного стандарта, который мы получаем в результате статистического обсчета, укоренен в сложное системное единство сопредельных ему структурных элементов всего произведения. Тот или иной типический образ, характер живет в окружении других образов и характеров, дружественных или враждебных ему, вступая с ними в неоднозначные взаимоотношения, действует в определенных обстоятельствах, используя или преодолевая их, благодаря чему и получает жизненную достоверность.
Таким образом, художественный образ - целая система мыслей, он соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни.
Художественный образ располагает особыми характерными признаками (свойствами), присущими только ему одному. Это:
1) типичность,
2) органичность (живость),
3) ценностная ориентация,
4) недосказанность.
Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности, прочувствованности, интимности; в том, что делает поэзию поэзией.
Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным.
Художественный образ может иметь разную философскую или религиозную «подкладку». И почти всегда она способствует построению ценностных структур произведения; служит передаче смысла. Благодаря ценностной ориентации художественный образ приобретает особую остроту, динамичность, дидактизм.
Недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность возникает в атмосфере психологического (или социального, духовного т. п.) напряжения и обнаруживается неожиданным самоустранением автора, заключением его уст.
Художественная реальность, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются друг от друга и обнаруживают принадлежность к определенному типу, разновидности. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структур
На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.
Авторские образы, как это видно из самого названия, рождаются в творческой лаборатории автора «на потребу дня», «здесь и сейчас». Они вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий, явлений или фактов. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Они близки читателю своей реальной, человеческой природой. Любой может сказать: «Да, я видел (пережил, «прочувствовал») нечто подобное». В то же время авторские образы онтологичны (то есть имеют тесную связь с бытием, вырастают из него), типичны и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю государств и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы (как, например, горьковский буревестник, который предсказывает и одновременно призывает революцию). А с другой - создают галерею неподражаемых художественных типов, которые остаются в памяти человечества как реальные модели бытия.
Традиционные образы заимствуются из сокровищницы мировой культуры. Они отражают вечные истины коллективного опыта людей в различных сферах жизни (религиозной, философской, социальной). Традиционные образы статичны, герметичны и потому универсальны. Они используются писателями для художественно-эстетического «прорыва» в трансцендентное и транссубъективное. Главная цель традиционных образов - коренная духовно-нравственная перестройка сознания читателя по «небесному» образцу. Этому служат многочисленные архетипы и символы.
Художественный образ-символ принципиально противостоит изобразительным элементам речи. Он обладает уникальной структурой, особым предназначением.
Образ-символ роднится с традиционными образами культуры: символами и архетипами (их «обращает» в образы-символы литературный контекст). Он обнаруживает иносказание сложное, многозначное. Образ-символ является ознаменованием не одной вещи, идеи, явления, но целого ряда вещей, спектра идей, мира явлений. Этот художественный образ прорезывает все планы бытия и воплощает в относительном абсолютное, во временном - вечное. Подобно универсальному символу, образ-символ стягивает к себе мыслимые множества смыслов вещи и становится в результате (по выражению К.В. Бобкова) «как бы центром всех смыслов, откуда может происходить их постепенное разворачивание». [2]
Исчерпывающий комментарий многозначности некоторых знаков дает Иванов В.И. в статье «Символизм и религиозное творчество». Он говорит: «Нельзя сказать, что змея, как символ, значит только «мудрость» <...>. Иначе, символ - простой гиероглиф, и сочетание нескольких символов - образное иносказание, шифрованное сообщение, подлежащее прочтению при помощи найденного ключа. Если символ гиероглиф, то гиероглиф таинственный, многозначащий, многосмысленный. В разных сферах сознания один и тот же символ приобретает разное значение. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению». [5]
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии
По определению, антураж – это «окружающая обстановка, внешность». [3] Антураж задаёт атмосферу снимка, создаёт то или иное впечатление у зрителя и формирует отношение к фотографии. Говоря об окружающей обстановке, нужно иметь в виду место съёмки, освещение, предметы быта. Внешность подразумевает наличие образа у модели, законченного посредством подобранной одежды, макияжа и аксессуаров.
Как правило, в фотографии организовано пространство: его композиция такова, что заставляет зрителей воспринимать снимок опредленным образом. Наиболее важные персонажи или предметы, которые должны привлечь внимание зрителя, могут выделяться размерами, центрированием (перемещением в центр снимка) или освещением.