Значимость антуража в создании образов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 01:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.
Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности . . . . . 5
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_foto.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

«СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА И КИНЕМАТОГРАФИИ» 
 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
на тему: «Значимость антуража в создании образов» 
 
 
 
                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка: 
              

 
Проверил:_______________________________________ 
 

 

 

 

Тольятти 2014 г.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5

1.1 Сущность художественного  образа, его свойства и разновидности . . . . . 5

1.2. Особенности антуража  различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9

1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антураж происходит от французского entourage, что в свою очередь от entourer – окружать. Антураж означает среда, окружение, окружающая обстановка, которая создаёт у наблюдающего определённое настроение. Некоторые понимают под антуражем создание атмосферы торжественности или праздничности, что не совсем верно.

Антураж может быть создан как визуальными образами, путём копирования костюмов, атрибутов, вещей и декораций, так и звуковыми эффектами – музыкой, речью.

Также используется для создания атмосферы той или иной эпохи в театре, кино и фотографии. В понятие антураж могут входить декорации и костюмы актёров определённой эпохи и места, в которой разворачивается действие. Антураж имеет особое значение в фотографии и часто используется фотографом для создания определённой смысловой нагрузки.

Декорации, предназначенные для съёмок в фотостудии, строятся с учётом размеров студии и освещения. Для ускорения и упрощения постройки декораций используется фундус, состоящий из набора стандартизированных элементов - щитов, контрольных брусьев, уголков, откосов, а собираются при помощи струбцин и легкого крепежа. Натурные декорации в фотографии «съедят» существенную часть съёмочного бюджета, по этому, как правило, они практически не используются. Декорации для фото и видео съёмки изготавливаются с учётом требований заказчика конечному изображению и по возможности все сложные элементы максимально упрощаются и удешевляются. Большинство декораций для фотографии и видео имеют презентабельный вид только с одной стороны. Иногда в студии в качестве декорации вешаются самые обыкновенные фотообои.

Существуют специалисты по созданию антуража – арт-директора, дизайнеры, модельеры, стилисты, оформители, архитекторы и визажисты.

Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.

Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:

  • рассмотреть понятие художественного образа, раскрыть его сущность;
  • выявить основные закономерности в восприятии фотографий зрителями;
  • изучить особенности антуража в различных жанрах фотографии;
  • обозначить основные принципы художественной фотографии;
  • провести практическую работу согласно теоретической основе;
  • проанализировать получившиеся снимки на предмет технического, эмоционального, семантического и композиционного соответствия, обозначить роль антуража;
  • сделать вывод по итогам проделанной работы.

Теоретической и методологической основой послужили работы таких авторов как Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Поспелов Г.Н. «Эстетическое и художественное», Розов Г.Д. «Искусство фотографии».

Информационной основой послужил сайт http://www.rosphoto.com.

Работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические вопросы, обозначенные в задачах, во второй – непосредственное применение теории на практике.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража

 

1.1 Сущность художественного  образа, его свойства и разновидности

Г.Н. Поспелов писал: «Образ - это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков». [6] То есть образ можно рассматривать, как художественную мысль автора, состоящую из содержания и формы, неразрывно связанных между собой.

Согласно гипотезе выдвинутой А.А. Потебней: «образ живет в самом слове, состоящем из содержания (значения), внешней (звучание и начертание) формы и внутренней формы (образное представление). [7]

Другая теория, также претендующая на универсальное объяснение тайны внутреннего устройства образа, может быть названа теорией сравнения. Она исходит из постулата, что образной структуре литературно-художественного произведения всё сравнивается со всем. Все образы построены как сравнение, либо элементарное, либо сложное.

Наконец, третья теория интерпретирует наиболее развитые и сложные образы как систему сопротивопоставления. То, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, уравниваются в правах, оказываются в отношениях взаимоотражения.

Одно из аксиоматических положений современной эстетики и теоретической поэтики гласит: художественный образ, будучи диалектическим единством объективного и субъективного факторов творчества, практического и теоретического способов познания мира, типического и индивидуального, не только отражает, но и обобщает действительность.

Типическое в жизни - это самое распространенное, общезначимое, так сказать, среднеарифметическое, т.е. человек в личностном плане совершенно неопределенный. Типическое в искусстве - нечто совершенно иное, яркая личность, которую невозможно с кем-либо спутать. (Том Сойер или Мартин Иден Джека Лондона). Определяя типическое в жизни, мы выявляем экземпляр, наиболее характерный, со средними показателями. В искусстве же автор, художник ищет экземпляр выдающийся, особенный, плюс обязательно добавляет что-то от себя, чтобы усилить впечатление.

Другая особенность соотношения типического и индивидуального в искусстве определяется целостностью художественного образа, представляющего собой применительно, например, к человеку не случайный выбор «характерных черт», не схематический ассортимент его антропонимических измерений, добродетелей и пороков, склонностей и привычек, симпатий и антипатий, а живой полнокровный характер, в котором все общее проявляется только в конкретном.

Художественный тип, если понимать его как «проявление общего в индивидуальном, характерном, особенном», в отличие от абстрагированного усредненного стандарта, который мы получаем в результате статистического обсчета, укоренен в сложное системное единство сопредельных ему структурных элементов всего произведения. Тот или иной типический образ, характер живет в окружении других образов и характеров, дружественных или враждебных ему, вступая с ними в неоднозначные взаимоотношения, действует в определенных обстоятельствах, используя или преодолевая их, благодаря чему и получает жизненную достоверность.

Таким образом, художественный образ - целая система мыслей, он соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни.

Художественный образ располагает особыми характерными признаками (свойствами), присущими только ему одному. Это:

1) типичность,

2) органичность (живость),

3) ценностная ориентация,

4) недосказанность.

Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности, прочувствованности, интимности; в том, что делает поэзию поэзией.

Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным.

Художественный образ может иметь разную философскую или религиозную «подкладку». И почти всегда она способствует построению ценностных структур произведения; служит передаче смысла. Благодаря ценностной ориентации художественный образ приобретает особую остроту, динамичность, дидактизм.

Недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность возникает в атмосфере психологического (или социального, духовного т. п.) напряжения и обнаруживается неожиданным самоустранением автора, заключением его уст.

Художественная реальность, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются друг от друга и обнаруживают принадлежность к определенному типу, разновидности. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структур

На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.

Авторские образы, как это видно из самого названия, рождаются в творческой лаборатории автора «на потребу дня», «здесь и сейчас». Они вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий, явлений или фактов. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Они близки читателю своей реальной, человеческой природой. Любой может сказать: «Да, я видел (пережил, «прочувствовал») нечто подобное». В то же время авторские образы онтологичны (то есть имеют тесную связь с бытием, вырастают из него), типичны и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю государств и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы (как, например, горьковский буревестник, который предсказывает и одновременно призывает революцию). А с другой - создают галерею неподражаемых художественных типов, которые остаются в памяти человечества как реальные модели бытия.

Традиционные образы заимствуются из сокровищницы мировой культуры. Они отражают вечные истины коллективного опыта людей в различных сферах жизни (религиозной, философской, социальной). Традиционные образы статичны, герметичны и потому универсальны. Они используются писателями для художественно-эстетического «прорыва» в трансцендентное и транссубъективное. Главная цель традиционных образов - коренная духовно-нравственная перестройка сознания читателя по «небесному» образцу. Этому служат многочисленные архетипы и символы.

Художественный образ-символ принципиально противостоит изобразительным элементам речи. Он обладает уникальной структурой, особым предназначением.

Образ-символ роднится с традиционными образами культуры: символами и архетипами (их «обращает» в образы-символы литературный контекст). Он обнаруживает иносказание сложное, многозначное. Образ-символ является ознаменованием не одной вещи, идеи, явления, но целого ряда вещей, спектра идей, мира явлений. Этот художественный образ прорезывает все планы бытия и воплощает в относительном абсолютное, во временном - вечное. Подобно универсальному символу, образ-символ стягивает к себе мыслимые множества смыслов вещи и становится в результате (по выражению К.В. Бобкова) «как бы центром всех смыслов, откуда может происходить их постепенное разворачивание». [2]

Исчерпывающий комментарий многозначности некоторых знаков дает Иванов В.И. в статье «Символизм и религиозное творчество». Он говорит: «Нельзя сказать, что змея, как символ, значит только «мудрость» <...>. Иначе, символ - простой гиероглиф, и сочетание нескольких символов - образное иносказание, шифрованное сообщение, подлежащее прочтению при помощи найденного ключа. Если символ гиероглиф, то гиероглиф таинственный, многозначащий, многосмысленный. В разных сферах сознания один и тот же символ приобретает разное значение. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению». [5]

 

1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии

По определению, антураж – это «окружающая обстановка, внешность». [3] Антураж задаёт атмосферу снимка, создаёт то или иное впечатление у зрителя и формирует отношение к фотографии. Говоря об окружающей обстановке, нужно иметь в виду место съёмки, освещение, предметы быта. Внешность подразумевает наличие образа у модели, законченного посредством подобранной одежды, макияжа и аксессуаров.

Как правило, в фотографии организовано пространство: его композиция такова, что заставляет зрителей воспринимать снимок опредленным образом. Наиболее важные персонажи или предметы, которые должны привлечь внимание зрителя, могут выделяться размерами, центрированием (перемещением в центр снимка) или освещением.

Информация о работе Значимость антуража в создании образов