Значимость антуража в создании образов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 01:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.
Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности . . . . . 5
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_foto.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)
  1. Создание художественной фотографии в жизнеутверждающем, позитивном ключе. Создание ощущения стабильности и ясности запечатлённой ситуации с целью получения зрителем наибольшего удовольствия в процессе восприятия.

Приёмы:

  • Равновесная композиция. Баланс очертаний и цвета.
  • Центральное расположение сюжетно-важной части изображения.
  • Чёткая расстановка композиционных акцентов. Явная смысловая поляризация композиции.
  1. Создание художественной фотографии в драматическом ключе. Искусственное создание ощущения нестабильности, динамики и напряжённости сюжета. Включение зрителя в процесс сопереживания и сочувствия.

Приёмы:

  • Создание неравновесной, асимметричной композиции, приводящей к ощущению «опрокидывания».
  • Сознательное нарушение последовательности прочтения изображения в результате нарушения иерархии композиционных элементов, тональной и цветовой гармонии.
  • Использование вогнутых очертаний основного объекта композиции создаёт эффект «агрессивности» фона.
  1. Придание произведению фотоискусства статуса реальности.

Приёмы:

  • Выбор оптимального ракурса съёмки для получения эффекта максимальной достоверности события.
  • Подчёркивание временности происходящего события. Динамичная и мгновенная съёмка в «решающее» мгновение, когда в центре композиции - «важное» действие, характерное движение, мимика. Передача движения в кадре с помощью нерезкости очертаний.
  • Создание эффекта «подглядывания», «съёмки с препятствиями», «из кустов».
  • Использование изобразительных деталей, подчёркивающих фотографическое происхождение изображения: демонстрация границ поля кадра, перфорации, гранулярности (зерна) фотоизображения, нерезкости, следов от царапин, пыли на негативе и т.д. Парадокс здесь заключается в том, что демонстрация «неприглаженного» фотоизображения, фото «без ретуши» устраняет ощущение шаблонного механического порядка стандартного фотоотпечатка. Демонстрация нюансов фотографической кухни, фотографических артефактов даёт возможность зрителю непосредственно почувствовать дрожание рук и волнение души фотографа, а не только его профессиональный и ремесленный уровень мастерства.
  • Передача характерных мгновенных черт выразительности объекта или ситуации, которые дают не математически корректное описание, но позволяют интуитивно верно отождествить изображение и реального человека, реальную ситуацию.
  1. Истолкование собственного понимания «смысла» готовой фотокомпозиции. Стремление к адекватности восприятия зрителем авторского высказывания. Подвести зрителя к однозначной интерпретации фотографии в соответствии с первоначальным авторским замыслом.

Приёмы:

  • Подчеркивание специфическими средствами стилевого направления произведения (реализм, импрессионизм, экспрессионизм, неореализм, модерн, постмодернизм и т.д.).
  • Приспособление деталей изображения в соответствии с предварительным замыслом.
  • Удаление из композиции деталей, противоречащих авторской концепции произведения.
  • Использование общепринятых и широкоизвестных «судьбоносных» изобразительных символов и знаков, активизирующих в сознании зрителя модели концептуального обобщения.
  • Использование монохромной фотографии как более эффективного средства образования и опознания знаков и моделей (по сравнению с цветной фотографией).
  • Ассоциативное использование цвета в соответствии с общепринятыми символическими истолкованиями тех или иных цветов и их сочетаний.
  • Искусственная индукция ассоциаций. Использование в композиции фигур, своим очертанием вызывающих из памяти наиболее простые архетипические образы. [8]

Фотохудожник должен по возможности реалистично передавать на своих фотографиях эквивалент предмета или события и адекватный эквивалент собственного отношения к нему.

Любое удачное произведение искусства - независимо от его стиля и механической точности и технической безукоризненности воспроизведения - должно передавать, прежде всего, весь фейерверк особенностей изображаемого объекта или ситуации. Нет ничего более эстетически непривлекательного, чем невыразительное, без расставленных акцентов протокольное фотографическое копирование. В этом случае справедлива оценка Сезанна: «Какое ужасное сходство!».

Оригинальность и стильность фотохудожника должны быть его непроизвольными продуктами удачной попытки быть честным и правдивым в ходе захватывающего и всепоглощающего творческого процесса.

Рассудочный поиск личного стиля неизбежно уменьшает ценность художественного произведения, так как этот поиск вводит элемент субъективной произвольности в процесс, который может управляться только внешней закономерностью.

Корыстное стремление фотохудожника заранее прогнозировать реакцию зрителя (с помощью изложенных выше приёмов) хотя и приносит ему общественное признание и успех, но естественно, уменьшает достоверность его творений как продукта самовыражения.

Для адекватного и аутентичного самовыражения наиболее подходит пассивное «выливание» наружу субъективных чувств, а не хитроумные приёмы и методы активной упорядочивающей концентрации всех организующих сил на моменте выразительности. Поэтому важно, чтобы овладение формальной техникой следовало вслед за созреванием индивидуального экспрессивного стиля, творческого почерка, а не наоборот.

Внешний мир изначально гармоничен. И для того, чтобы организовать внутреннюю гармонию в художественном произведении нужно всего лишь увидеть внешнюю гармонию и по-своему овладеть приёмами её передачи. Просто воплотить в материале наивный взгляд на устойчивый в движении мир.

Негативной стороной современного всемогущества знания является то, что мы отрицаем дар понимания вещей, который даётся нам нашими чувствами. Поэтому наши идеи и опыт имеют тенденцию быть общими, но неглубокими или, наоборот, глубокими, но не общими.

По мнению Арнхейма, сложность порядка в природе корректно воспроизводится только в той степени, в какой она понята. Ибо эмоция является скорее следствием подобного понимания, а не способом этого понимания. Но под «пониманием» следует подразумевать весь комплекс ощущений, весь конгломерат связок между формами и смыслами, а не только знание о математической и физической структуре фотоизображения, не только рассудочное (научное) знание. Ибо никогда произведение искусства не может быть создано или хотя бы понято разумом, не способным чувственно и интуитивно ощущать интегрированное целое.

Арнхейм пишет: «Художественное восприятие объекта или какого-либо события скорее можно сравнить с процессом создания музыкальной мелодии, которую можно представить как конечный результат целой серии воплощений». Таким образом, каждое воплощение есть чередование практики интуитивного восприятия действительности и обобщения полученного результата в рациональной формуле. При этом любая абстрактная схема композиции вынуждена будет отойти на задний план всякий раз, когда глаз художника не согласен с тем, что эта формула декретирует как правильное. Эта борьба интуиции и знания и порождает подлинное произведение искусства фотографии. Оно передаёт запечатлённое событие не как «стоп-кадр» с обозначенной датой, но как ощущение события, существующего как бы в настоящее время, наподобие танца или музыкального произведения. Цель здесь можно считать достигнутой, когда зритель, включившись в символическое и метафорическое звучание фотографии, почувствовал всеобщее в конкретном, вечность в мгновении, постиг ритмику целокупных переключений во всеобщем конгломерате бытия. [1]

 

Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа

 

В теоретической части говорилось о том, что антураж неразрывно связан с созданием художественного образа. В практической части будут рассматриваться восемь разных фотографий, в которых создание смысловой нагрузки и образа главных героев было посредством антуража. При анализе снимков также будут рассматриваться композиционные особенности каждого фото.

Фотография № 1.

 На данном снимке изображена девушка – любительница яхт и моря. Основная идея состоит в том, что  людям не следует прятать мечту в тайный угол, а наоброт воплощать её в жизнь. Предпочесть серым будням яркие дни, наполненные смыслом для себя самого. Основными задачами было передать романтическое настроение главной героини и создать эффект «непостановочности сюжета». Для решения первой задачи было решено одеть героиню в белое длинное легкое платье, уподобляя саму девушку красивой быстрой яхте, и дать ей в руки книги, как символ увлеченности. К счастью, день выдался солнечный, что позволило снимать, играя солнечными бликами. На фотографии заметен смаз, можно было бы посчитать это ошибкой, однако таким образом достигается решение второй задачи – создание фотографии «как бы невзначай». По композиционному построению можно выделить следующие моменты:

  • диафрагма – f8 (вся окружающая обстановка в фокусе);
  • согласно диафрагме выдержка – 1/200 (главный объект запечатлён, однако допускается смаз);
  • местоположение СВКЦ (сюжетно-важный композиционный центр): их два – первый – яхты, расположенные на заднем плане, однако являющиеся первым, на что бросаются глаза; второй – девушка, расположенная в крайней правой части фото. Колонна и перила создают при пересении прямой угол, очерчивая область первого СВКЦ, и приводят прямой линией к девушке;
  • равномерная заполненность кадра создаёт ощущение пространства и достаточности снимка;
  • кадр с чередующимися элементами (колонна 1, колонна 2, девушка). Чередующийся ряд заставляет зрителя искать то, на чём он может остановить взгляд, что позволяет дополнительно сделать акцент на СВКЦ;
  • снимок уравновешен – на одной части колонна, на другой – девушка;
  • наблюдается замкнутость – действие внутри кадра не выносится за пределы изображения (девушка смотрит на яхты, расположенные на заднем фоне);
  • пространство передаётся изображением уходящих вдаль  чередующихся яхт;
  • в качестве преобладающего цвета в колорите является белый, поскольку он является символом чистоты, радости и солнечного света;
  • в световом решении снимка используется светотеневой характер освещения в светлой тональности, когда на изображении четко видны тени и световые блики, однако темных пятен лишь 10-20% от всей площади снимка;
  • также можно отметить внешнюю динамику кадра – заметен смаз при четком фоне;

Данный художественный образ является авторским, и для его создания в качестве антуража применялись место съемки и внешность героини.

Фотография №2.

Второй снимок был сделан в процессе индивидуальной фотосессии, по желанию главной героини. Эта фотография о том, что время не властно ни над душой человека, ни над эпохой. Основная задача – показать молодость души. В качестве антуража выступают карета и платье XVII века. Проводя эмоциональный анализ фотографии, можно заметить, что глаза героини говорят нам о том, что она многое повидала, однако то, как она стоит, показывает, что в её душе ещё есть место ребячеству, новым открытиям. Исторический костюм выбран неслучайно - XVII век считается в истории «бунташным веком». То есть по замыслу, уже немолодая, но полная жизни женщина противостоит течению времени. Рассмотрим композиционные особенности:

  • СВКЦ вынесен на передний план (главная героиня);
  • кадр симметричен по отношению к горизонтальным и вертикальным линиям, проходящим через центр;
  • снимок разомкнут (героиня смотрит куда-то за пределы кадра);
  • сочетание цветов включает преобладание золотистого, голубого, розового (золотой – цвет неизбежной победы, голубой – цвет беспечности, розовый – зрелость, доброта);
  • наблюдается внутренняя динамика кадра - женщина ждёт какого-то события (победы над временем).

Опять же данный образ авторский, создан при помощи внешности и композиционного построения.

Фотография №3.

Третий снимок содержит идею «брака» человека и музыки. Данная фотография, как и вторая, была сделана в индивидуальной фотосессии и предназначалась для главного героя. Основная задача – передать глубокую связь парня и его любимого дела. Эмоциональные аспект: уставший взгляд говорит о том, что ему надоела суета повседневности, наваливающиеся обязательства – работа, учеба, семья. Музыка – это всё, что у него есть. Рука в кармане джинсов и поднятая нога показывают агрессивность и замкнутость по отношению к окружающему миру. Плюс красный фон подчеркивает эту враждебность. Рубаха в клетку и шляпа – атрибуты человека творческого. Фонарь в углу является метафорой, он соотносит свет на темной улице и музыку, как единственный луч света в жизни парня. Бензоколонка, изображённая на заднем фоне, тоже неслучайна: музыка воспламеняет его, она его «горючее». В качестве особенностей композиционного построения можно отметить расположение СВКЦ на переднем плане и символов позади него. Также наблюдается деление снимка на несколько частей посредством прямых линий: это позволяет разместить объекты таким образом, чтобы передать структуированность и взаимосвязь СВКЦ с символами. В качестве антуража использованы гитара, шляпа, клетчатая рубашка, картина и фонарь.

Информация о работе Значимость антуража в создании образов