Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 08:55, реферат
Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение.
Введение 3
1 Общая история 4
2 Греческая и египетская алхимия 10
3 Арабская и восточная алхимия 18
4 Европейская алхимия 24
Заключение 30
Список использованных источников 31
Содержание
Введение
1 Общая история
2 Греческая и египетская алхимия
3 Арабская и восточная алхимия
4 Европейская алхимия
Заключение
Список использованных источников
Введение
История алхимии насчитывает
более двух тысяч лет, за все это
время она пережила свой рассвет,
закат и забвение. Однако алхимия
не умерла, нет, она оставила после
себя богатое наследие алхимических
рукописей. Как цветок алхимия подарила
нам семена, из которых она возродится
вновь. Эти семена - алхимические символы,
несущие в себе огромный духовный
потенциал, который будет оценен
по достоинству в новом
Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.е. символ - это загадка (лабиринт), хотя в ней уже дан и ответ, НО весь парадокс в том что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь тогда, когда отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто уникальное и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем...
1 Общая история
Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4—16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».
Таким образом, алхимия относится
к современной химии так, как
астрология к астрономии. Задачей
средневековых алхимиков было приготовление
двух таинственных веществ, с помощью
которых можно было бы достичь
желанного облагораживания (трансмутации)
металлов. Наиболее важный из этих двух
препаратов, который должен был обладать
свойством превращать в золото не
только серебро, но и такие, например,
металлы, как свинец, ртуть и т.
д., носил название философского камня,
красного льва, великого эликсира (от араб.
аль-иксир — философский
Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание «химической модели космического процесса».
Алхимик создавал в своей
реторте модель мира и миросозидающих
процессов и затем в своих
сочинениях подробнейшим образом описывал
химическую посуду, оборудование, весы
и лабораторные приёмы. Вообще для
алхимиков было характерно тщательное
отношение к описанию эксперимента.
Потому, что алхимик ставит своей
задачей воспроизведение и
Характеризуется структурным
полиморфизмом, включающим в себя аспекты
онтологические, космологические, натурфилософские,
психотехнические и технологические.
Алхимию воспринимают как путь к
духовному совершенству. Усовершенствованием
человека достигают воздействия
на процессы в микро- и в макрокосме.
Алхимию характеризуют как
«Как все вещи вышли
из Одного, вследствие размышления
Одного, так все было рождено из
этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист).
Алхимия работает в системе четырех
модусов первоматерии - первоэлементов
греческой натурфилософии: воздуха,
земли, огня и воды (плюс пятый в
греческой алхимии - всепроникающий
эфир или металл в китайской) в
сочетании с тремя философским
элементами: соли, серы и ртути. Ртуть
(Меркурий) - пассивное женское (инь)
- представляет первую очистку и
являет собой чувство, воображение.
Сера выступает как активное мужское
начало (аналогия ян в китайской
алхимии) - более тонкая очистка: разум,
интуиция. Великое Делание, или преображение
- это киноварь - алхимический андрогин,
гармоническое сочетание
Противоположным такому знанию является состояние забвения. Алхимический космос пронизан «вселенской симпатией», или родством видов. Содержит в себе модель антропогенеза и космогенеза.
Различает в природе четыре формы существования, или четыре состояния: сухое и влажное, теплое и холодное, а также работу женского и мужского принципов. Четыре стихии двумя парами основных состояний: горячим и сухим, холодным и влажным - являют собой родительские принципы. Алхимия распознает в природе Божественное дыхание и проявляющееся через нее активное огненное начало, которое работает в ней через серу. Исходит из посылки о двойственном принципе сущности металлов, включающем в себя сухой жар и теплую влагу, и о переходе элементов из одного состояния в другое под воздействием холода или огня: так, вода, испаряясь под воздействием огня, переходит в пар - воздух и наоборот. Алхимия учит человека проходить в поисках универсального растворителя материи через разные планы бытия. Ставит задачу облагораживания субстанций, достижения мистического союза между микрокосмом и макрокосмом. Процесс достижения просветления называется в алхимии Великим Деланием и имеет физический и духовный аспекты. Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини - символа женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня - в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. Первый агент представляет пассивный принцип, воплощающуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овладеть пассивным принципом через борьбу, в которой активный принцип привык добиваться того, что он хочет.
Это приводит к темной ночи
души, о которой говорят мистики,
в ней пассивный и активный
принципы кажутся уничтоженными
и человек оказывается
Медитация является обычной духовной практикой, сопровождающей каждую стадию этого символического процесса. Это андрогинный принцип, содержащий в себе семена всех вещей. Евгений Филалет и др. называют его Светом, преображающим материю. Исходя из идеи физической трансмутации металлов, алхимия ищет духовный принцип, управляющий материей.
Хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии до наших дней занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком современной литературы, театра, мистицизма.
В алхимии неразрывно соединились
разнообразные проявления творческой
деятельности средневекового человека.
В связи с этим иносказательность
многих алхимических трактатов может
быть объяснена тем, что в них
органически слились
Герметизм, религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так называемый «Герметический корпус», 2-3 вв.). В расширительном смысле — комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.
Эликсир (от араб. аль-иксир — философский камень), жизненный эликсир — у средневековых алхимиков фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость.
Гомункулус (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус — маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.
Панацея, у алхимиков лекарство, якобы исцеляющее от всех болезней [ по имени древнегреческой богини Панакии (Panakeia — всеисцеляющая)].
2 Греческая и египетская алхимия
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
Колыбелью химии принято
считать Александрийскую