Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
Многие наблюдали такую картину. Дети с аппетитом едят вкусные и сочные фрукты, роняя капли сока на одежду. Они и не подозревают, сколько забот и хлопот создают своим мамам и бабушкам. Еще бы: ведь растительные пятна, где присутствуют все краски живой природы так непросто отстирать! Вот и со мной случилась такая же история.
1. Введение……………………………………………………………………………………………3
2. Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5
2.1. Индикаторы. Общие понятия. Классификация…………………………………………………5 2.2. Кислотно – основные индикаторы. История их открытия…………………………………….6
2.3. Растительные пигменты………………………………………………………………………….7
2.4. Антоцианы и их свойства………………………………………………………………………..8
2.5. Роль антоцианов в жизни растений……………………………………………………………..9
2.6 Применение и биохимическая роль природных индикаторов…………………………………11
2.6.1. Применение природных индикаторов в медицине…………………………………………..11
2.6.2. Применение природных индикаторов в народном хозяйстве и быту……………………...12
3. Практическая часть………………………………………………………………………………...14
3.1. Методика изготовления индикаторов…………………………………………………………14
3.2. Приготовление растительных индикаторов и исследование их свойств……………………14
3.3. Определение рН среды средств бытовой химии и косметических средств…………………17
3.4 Метод нанесения надписей на лепестки цветов………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………………………..20
Ход опыта: а) Берут сахарный сироп из клубники, малины и чёрной смородины. Добавляют 10 мл воды и настаивают в течении 30 мин. Затем отфильтровывают раствор через бумажный фильтр в чистую пробирку.
б) Из свежего сырья индикаторы изготавливают следующим способом. Плоды и ягоды разотрем в чашке с небольшим количеством песка и добавим несколько миллилитров спирта, ацетона или другого растворителя, ведь необходимым условием является экстракция краски данным растворителем. После этого экстракт нейтрализуем мелом, так как сок растений чаще всего кислый.
Наблюдение: происходит окрашивание раствора.
Вывод: Цвет раствора убеждает в том, что антоцианы – водорастворимые пигменты.
Опыт № 2. Приготовление индикаторов из цветов и краснокочанной капусты.
Цель: приготовление вытяжки антоцианов.
Оборудование: лепестки цветов (герань, роза), листья краснокочанной капусты, дистиллированная вода; пробирка, фильтровальная бумага, фильтр, спиртовка, колба.
Ход опыта: Берут красные, синие, фиолетовые лепестки цветков и помещают в колбу. Заливают 25 мл воды и доводят до кипения над пламенем спиртовки. Нагревание выше 700С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду. Затем раствор охлаждают и отфильтровывают через бумажный фильтр в чистую пробирку.
Так же делают вытяжку из листьев краснокочанной капусты.
Вывод: Цвет раствора убеждает в том, что антоцианы – водорастворимые пигменты.
Опыт № 3. Анализ растительных пигментов методом бумажной хроматографии.
Цель: показать, что растительные пигменты имеют сложную структуру.
Оборудование: фарфоровая чашка, ступка, фильтровальная бумага, скрепка, стакан; мел, песок, ацетон, листья герани и лепестки розы.
Ход опыта: В фарфоровую чашку помещаем 2г измельчённых листьев герани (липестков розы), небольшое количество мела и песка, растираем до образования однородной смеси, добавляем 10 мл ацетона, перемешиваем и переносим в химический стакан. Затем в экстракт на 2-3 мм опускаем полоску фильтровальной бумаги и закрепляем её при помощи скрепки.
Наблюдение: через 30 минут наблюдаем зональное разделение разноокрашенных растительных пигментов на полосе фильтровальной бумаги. Разделение пигментов обусловлено их различной адсорбцией (поглощением в поверхностном слое) на фильтровальной бумаге и неодинаковой растворимостью в растворителе (ацетоне).
Вывод: Антоцианы содержаться в плодах, цветах и листьях растений.
Опыт № 4. Экспериментальное подтверждение индикаторных свойств отвара листьев краснокочанной капусты.
Цель: доказать, что цвет пигментов зависит от рН среды.
Оборудование: отвар листьев краснокочанной капусты, раствор гидроксида калия и серной кислоты, химическая посуда
Ход опыта: К двум образцам отвара добавляем кислоту и щелочь, третий образец для сравнения.
Наблюдение: При добавлении кислоты цвет изменился на красный, при добавлении щёлочи – на зелёный.
Вывод: отвар листьев краснокочанной капусты обладает индикаторными свойствами.
Опыт № 5. Определить в сахарном
сиропе, в отваре или в вытяжке лучшие
проявляются идикаторные свойства.
Цель: определить, влияет ли способ
приготовления природных индикаторов
на изменения цвета в различных средах.
Оборудование: растворы сахарных сиропов чёрной смородины, малины, клубники; отвар лепестков роз; вытяжка из цветков пеларгонии (белая, розовая, малиновая); щёлочь, кислота; пробирки.
Ход опыта: Во все образцы добавляем кислоту и щёлочь.
Наблюдение: Везде происходит изменение цвета образца. В кислой среде на красный или розовый, в щелочной на жёлтый или зелёный .
Вывод: способ приготовления природных индикаторов не влияет на их индикаторные способности.
Опыт № 6. Исследование чувствительности растворов растительных индикаторов на изменение рН среды.
Цель: выяснить, какие природные индикаторы обладают высокой чувствительностью.
Оборудование: образцы природных индикаторов используемых в предыдущих опытах, сок свежих ягод (клюквы, ежевики, вишни); щёлочь, кислота; пробирки.
Ход опыта: Во все образцы добавляем кислоту и щёлочь.
Наблюдение: Из растительных индикаторов наиболее контрастные изменения получены у клюквы, чёрной смородины, краснокочанной капусты.
Вывод: В результате эксперимента я убедилась, что не все вещества обладают ярко выраженными индикаторными свойствами. В то же время растительные индикаторы полученные из клюквы, чёрной смородины, краснокочанной капусты можно с успехом применить для определения слабокислых и слабощелочных растворов в качестве универсальных.
Все данные исследования, были внесены в таблицу (приложение 5)
3.3 Определение рН среды средств бытовой химии и косметических средств.
Цель: с помощью полученных индикаторов исследовать косметико-гигиенические и моющие средства.
Оборудование: образцы моющих и косметико-гигиенические средств; растительные индикаторы (малиновый, клюквенный, черной смородины); пробирки.
Ход опыта: В образцы моющих и косметических средств добавляем растительный индикатор.
Наблюдение: Результаты наблюдений занесены в таблицу (приложение 6).
Вывод: При работе с моющими средствами и порошком необходимо применение каких-либо защитных средств (перчаток), так как их сильно - щелочная и сильно-кислая среды разрушают кислотную мантию эпидермиса, оказывая негативное влияние на кожу рук. Крем для рук «Foot works», крем для бритья, а также жидкое мыло «Palmolive» пригодны для использования, так как имеют слабо - кислую реакцию, соответствующую рН кислотной мантии. Жидкое мыло « Океан» полезного влияния на кожу рук не оказывает.
3.4 Метод нанесения надписей на лепестки цветов.
При подготовке данной работы на одном из сайтов была найдена информация о том, что некогда было в моде писать приглашения на лепестках цветов, а надпись выполнялась раствором кислоты или щелочи в зависимости от пигмента содержащегося в лепестке цветка и желаемого цвета надписи. Но способа выполнения, таких надписей на цветах, не в одном источнике я не нашла. В ходе эксперимента мною был найден метод нанесения надписей на лепестки цветов.
Опыт № 1. Исследование действия щёлочи и кислоты на лепестки растений.
Цель: исследовать поведение лепестков пеларгонии в щелочной и кислотной средах.
Оборудование: лепестки пеларгонии, гидроксид аммония, соляная кислота (конц.)
Ход опыта: лепестки пеларгонии помещаем в химические стаканы с раствором аммиака и концентрированной соляной кислотой и накрываем стеклянным колпаком.
Наблюдение: при действии на лепестки кислот и щелочей происходит постепенное изменение окраски лепестков от краёв к центральной части. Это наблюдение натолкнуло меня на мысль о том, что необходимо нарушить целостность лепестка, как бы имитируя край лепестка, т.е ограниченность в пространстве.
Вывод: Надрез, выполненный на лепестке становится как бы его краем. И интенсивность окраски проявляется именно в этом месте лепестка. Такой же эффект возникает и при накалывание надписи или рисунка на цветке.
Опыт № 2. Нанесение надписей и рисунков на лепестки цветов.
Цель: нанести надпись и рисунок на лепестки розы и тюльпана.
Оборудование: лепестки розы, тюльпан, тонкая игла, кисть для рисования, нашатырный спирт.
Ход опыта: накалывание рисунка и надписи с помощью тонкой иглы, а затем обработка нашатырным спиртом с помощью тонкой кисти для рисования.
Наблюдение: проявление надписи и рисунка, соответственно синим и зелёным цветом по намеченному контуру.
Вывод: проявление надписи и рисунка обусловлено тем, что в лепестках цветов находятся растительные индикаторы – антоцианы, которые меняют цвет в кислой и щелочной среде.
Заключение.
Приступая к работе, я выдвинула предположения о том, что растения обладают индикаторными свойствами, которые можно использовать в различных сферах. Данные, полученные в ходе исследования различных растительных объектов, показали, что в плодах, листья и цветах растений содержатся красители (пигменты), обладающие индикаторными свойствами. В природе таких веществ большое количество. Я определила, что получить растительные индикаторы можно из любого вида сырья (сахарного сиропа, свежих ягод, листьев и цветов растений) в виде отваров, вытяжек и сока.
В результате эксперимента я убедилась, что не все вещества обладают ярко выраженными индикаторными свойствами. В то же время растительные индикаторы, полученные из клюквы, чёрной смородины, краснокочанной капусты можно с успехом применять для определения слабокислых и слабощелочных растворов в качестве универсальных.
К сожалению, почти у всех природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся, поэтому чаще используются более устойчивые спиртовые растворы. Положительным моментом является то, что они экологически безопасны, и их можно приготовить и использовать в домашних условиях.
Надеюсь, что
моя работа привлечёт внимание
учащихся, их родителей и педагогов,
так как полученная информация
может быть использована не
только на уроках химии и
биологии, но и в узко прикладном
направлении, например в
Список используемой литературы.
Приложения.
Кислотно – основные индикаторы.
Индикатор |
Интервал перехода |
Окраска |
Используемый раствор индикатора | |
в кислой среде |
в щелочной среде | |||
Метиловый фиолетовый |
0,15-3,2 |
жёлтая |
фиолетовая |
0,1%-ый в воде |
Метиловый жёлтый |
1,2-2,3 |
красная |
жёлтая |
0,1%-ый в воде |
Диметиловый жёлтый |
2,9-4,0 |
красная |
жёлтая |
0,1%-ый в 90%-ном этаноле |
Метиловый оранжевый |
3,1-4,4 |
красная |
жёлтая |
0,04%-ый в воде |
Метиловый красный |
4,4-6,2 |
красная |
жёлтая |
0,1%-ый в этаноле |
Лакмус |
4,5-8,3 |
красная |
синяя |
1%-ый в воде |
Нейтральный красный |
6,8-8,0 |
синевато - красная |
оранжево - жёлтая |
0,1%-ый в 70%-ном этаноле |
Фенолфталеин |
8,2-9,8 |
бесцветная |
малиновая |
0,1%-ый в этаноле |
Тимолфталеин |
9,3-10,5 |
бесцветная |
синяя |
0,04 или 0,1 г в смеси 1:1 этанола и воды |
Приложение 2
Растительные пигменты.
Растительный пигмент |
Окраска |
Формула |
Антоцианы. |
Придают окраску в диапазоне от розовой, красной, сиреневой, до синей и тёмно-фиолетовой. |
|
Аротиноиды |
Придаёт желтый, оранжевый или красный цвет |
|
Каротиноиды (каротин, ксантофилл). |
Каротин - оранжево-красный цвет, жёлтую - ксантофилл. Содержатся в плодах томатов, апельсинов, мандаринов, в корне моркови. |
|
Меланин |
Содержится в кожуре красных сортов винограда, лепестках некоторых цветков. |
|
Флавоны и флавонолы |
Содержится в плодах и цветах. Обеспечивает желтую цветовую гамму. |
|
Фитохром |
Голубой растительный пигмент |
|
Халконы |
Краситель желтого цвета – близок к флавонам. Содержится в листьях и цветах кислицы, дымом, он покраснеет. |
|
Хлорофилл |
Зелёный пигмент, обеспечивает окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. |
|
Информация о работе Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях